Уровень пессимизма российского крупного и среднего бизнеса сократился до 4%, говорят данные исследования Deloitte. Отмечается, что этот показатель стал абсолютным минимумом за все время наблюдений с начала 2015 года.
Сообщается, что среди 76 опрошенных финансовых директоров с оптимизмом смотрят в будущее 56% респондентов. "Можно сказать, что представители российского бизнеса уверены в том, что кризис, вызванный COVID-19, преодолен", - цитирует исследование РБК.
Кроме того, в первой половине текущего года 82% участников опроса ожидают роста доходов, в то время как в аналогичный период прошлого года такие ожидания были только у 40% респондентов.
Также более половины опрошенных сообщили, что планируют увеличить штат, 72% респондентов назвали цифровизацию приоритетной стратегией бизнеса.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, академик РАЕН Виктор Солнцев, рост оптимизма и падение пессимизма у бизнеса связаны с эффектом низкой базы, поскольку в прошлом году все было как никогда плохо, а значит, дальше может быть только лучше.
"Есть такое понятие в статистике – низкая база: когда ты упал, то по отношению к упавшему состоянию ты растешь быстрее в процентах. К примеру у компании резко, на 30%, упали объемы продаж, а затем по отношению к этому уже теперь прошлому состоянию она начала восстанавливаться, и по процентам кажется, что скорость восстановления высокая. К сожалению, это исключительно психологическая иллюзия. С ожиданиями то же самое: оптимизм часто возникает в ситуации, когда хуже уже некуда, но у других людей положение дел еще более тяжелое, и человек воспринимает свое состояние как более позитивное, чем у других", - сказал он.
"Кстати, в принятии инвестиционных решений прошлый год – просто чудо для тех, кто вложился в акции. Бизнес с точки зрения иллюзорной ценности акций резко повышает свою стоимость, и делается вывод, что такой бизнес, хотя он находится далеко не в благоприятных условиях, будет развиваться. Получается еще один психологический перенос с ожиданий на действительность. Людям приятно, когда они видят позитив в будущем, но важно, чтобы тот рост, который есть, не был отскоком от земли упавшего с небоскреба бизнеса", - добавил Виктор Солнцев.
"Бизнес выстраивает так называемые корреляции между тем, что происходит в реальности и тем, что он ожидает в дальнейшем. Однако наличие этой корреляционной связи не означает, что именно из-за этого, к примеру, из-за завершения пандемии, у бизнесменов все получится. С другой стороны, для принятия бизнес-решений пусть лучше будет такой гипероптимизм, чем депрессия. Потому что депрессия вызывает падение предпринимательской активности. Сейчас говорят, что порядка трети малых предприятий так или иначе просела очень серьезно, некоторые не восстанавливаются. И вот хорошо бы, чтобы у этих предприятий как раз возник самый большой, какой только можно, оптимизм, чтобы были, опять же, психологические силы на восстановление", - указал экономист.