Президент Франции Эммануэль Макрон провел телефонные переговоры с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, в котором заявил о своей решимости «добиваться долговременного политического решения» уже завершенного нагорно-карабахского конфликта, назвав положившее конец Карабахской войне трехстороннее Заявление Азербайджана, России и Армении от 9 ноября лишь «соглашением о прекращении огня».
Разговор состоялся на фоне прибытия пятой партии гуманитарной помощи из Франции в Армению. Макрон пообещал продолжить помогать Еревану, в том числе, содействовать экономическому развитию Армении.
Текущая активность Парижа указывает на то, что Елисейский дворец принял новую тактику возвращения на Южный Кавказ после политико-дипломатического провала Запада в дни Второй Карабахской войны – тактику усиления влияния на Армению. В нагорно-карабахском урегулировании Франции уже нет места, и потому, что она отказалась от роли нейтрального посредника, и потому, что конфликт уже урегулирован без ее участия. Однако желание присутствовать в регионе у нее осталось, и это желание Париж решил воплотить в жизнь через Армению.
В связи с этим Армения становится местом нового конфликта между российскими и западными интересами. Нельзя забывать, что Франция – активный член НАТО, и через влияние Парижа в Ереване одновременно усиливается влияние Альянса, а позиции России как ключевого союзника ослабляются. Отправка гуманитарных грузов в Армению – один из инструментов перетягивания разрушившей себя республики в сторону Запада, обещания инвестиций в уничтоженную оккупационной политикой экономики – другой.
Однако руководит Парижем в данном вопросе не только стремление угодить армянской диаспоре во Франции и получить ее голоса на следующих выборах, но и антитурецкий и антироссийский курс Елисейского дворца. Поэтому Макрон не столько пытается помочь пережившей крах Армении (инвестировать в республику он мог бы и год, и два назад), сколько через использование армянских ультранационалистов усложнить стабилизацию мира на Южном Кавказе и тем самым создать проблемы России и Турции.
В связи с этим стоит ожидать, что влияние Франции на Армению будет не столько конструктивным, сколько деструктивным, ее агенты постараются не дать армянским гражданам найти путь к примирению с народами Азербайджана и Турции. Такая политика Парижа на Южном Кавказе, какими бы подарками властям и простым гражданам она ни прикрывалась, невыгодна для самой Армении, поскольку сохраняет и наращивает конфликтные риски в армяно-азербайджанских отношениях.
Подлинной выгодой для Армении станет 100%-ный отказ от реваншизма, национализма и в целом желания конфликтовать с соседями. Только полноценный мир, стабильность и экономическое сотрудничество между странами и Южного Кавказа соответствуют их национальным интересам. Все остальное – это следование интересам внешних игроков, включая Францию, для которой регион является не более чем еще одним полем соперничества с Россией и Турцией, непосредственно вовлеченными в жизнь Южного Кавказа.
Напомним, что главной целью НАТО по-прежнему остается геополитическая победа над Россией, приведение к власти в Кремле управляемых с Запада политиков и захват российских ресурсов. Эту цель никто не отменял, и все, что создает для России проблемы, включая усиление негативного французского влияния в Армении, работаетн а достижение этой цели.