Цена на газ в Европе в ходе торгов 14 сентября побила рекорд и превысила $800 за 1 тыс куб м, говорят данные биржи ICE.
Так, цена октябрьского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах во вторник достигла $801,2 за 1 тыс куб м, или €65,5 за МВт ч (исходя из текущего обменного курса евро к доллару, цены на ICE представлены в евро за МВт ч), передает ТАСС.
Уточним, что этим утром торги начались с $760 за 1 тыс куб м. Фьючерсы на газ в Европе дорожают в течение последнего месяца, рост начался с уровня в $550 за 1 тыс куб м.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, у всплеска цен на газовые фьючерсы в Европе, продолжившего месяц рекордов, есть несколько причин. "В основном, рост фьючерсов обеспечивается неуверенностью европейских компаний в их положении на газовом рынке зимой текущего года. Есть компании, для которых энергетика является основным видом деятельности, и, к примеру, закачка газа в подземные хранилища летом – это одно из звеньев производственной цепочки. Есть компании, которые участвуют в торгах на европейских биржах, для них газ является предметом спекуляции, и они занимаются только тем, что закупают газ летом, когда он дешевле, и продают его зимой, когда он дороже. Но в текущем году сложилась ситуация, при которой летом цены стали резко расти", - прежде всего указал он.
"В итоге те компании, которые закупали газ и закачивали его в подземные хранилища газа, оказались перед неприятной для них перспективой, напомнившей им о событиях лета-зимы 2019 года, когда летом цены оказались выше, чем в последующую зиму, и компании, надеявшиеся заработать, потеряли деньги. Сейчас эти же компании смотрят на текущую ситуацию и думают: "Так, на рынке $500 за тысячу кубометров стоит газ летом. Сколько же он должен стоить зимой, чтобы я заработал деньги на его перепродаже? $600-700. А будет ли он столько стоить? Нет, лучше я не буду закачивать сейчас или буду закачивать какой-нибудь минимум или извлеку ранее закачанные объемы и продам их прямо сейчас, заработаю деньги, не дожидаясь зимы. Что зимой будет, я не знаю, а сейчас цены выросли достаточно, чтобы продать газ, закачанный в мае, и получить хорошую прибыль"", - описал Александр Фролов логику газовых компаний.
"С одной стороны, подобная стратегия вроде как должна приводить к снижению спроса и снижению цен, однако на формирование биржевых котировок в целом и фьючерсов в особенности большое влияние оказывает информационный фон, то есть ожидания, формируемые текущей информационной повесткой. Возникла противоположная тенденция: все увидели недостаточный объем закачки газа в подземные хранилища, особенно в сравнении с рекордными 2019 и 2020 годами, и начали опасаться, что зимой газа не хватит, причем эти опасения подогреваются СМИ и экспертами. Но если так, то цены на газ могут взлететь еще выше, чем выше – и как раз это, по сути, толкает фьючерсы вверх. Отопительный сезон уже чуть более, чем через месяц, и к нему желательно иметь определенный объем газа в хранилищах. При этом газ, закачанный в хранилища, является как предметом спекуляций, так и подушкой безопасности на время отопительного периода. То есть он двуликий в этой связи", - обратил внимание экономист.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики объяснил, почему летом стали расти цены на газ. "Европа столкнулась со снижением поставок СПГ относительно предыдущих двух рекордных лет. В 2019 году цены стали падать как раз потому, что в Европу прибыли дополнительные объемы газа. Корень проблемы именно там, в 2019 году, когда со второго квартала американский газ прекратил поступать на рынок Китая после введения китайцами заградительных пошлин. Американцам пришлось куда-то везти эти объемы, и им повезло, что в Европе царили ожидания зимнего кризиса на газовом рынке. Тогда бытовало мнение, что "Газпром" и его украинский контрагент не смогут продлить контракт, из-за чего в Европе возможна нехватка газа. На этом фоне многие компании, особенно спекулянты, активно закупали газ, надеясь, что зимой перепродадут его подороже, но тут приплыл газ, предназначавшийся Китаю. Небольшие объемы, порядка 17 млрд кубометров, но они стали толкать цены вниз. К этому добавили поставки СПГ из России, и цены в целом стали падать", - поведал он.
"Однако в начале 2020 года Китай подписали с США соглашение, в рамках которого он обязался закупать американский СПГ, и тот вновь поплыл к китайцам. Если бы не коронакризис, нынешняя ситуация на европейском газовом рынке произошла бы годом ранее, правда, в меньшем масштабе. Дело в том, что из-за коронакризиса не были введены дополнительные мощности по производству СПГ и на рынок не были поставлены дополнительные объемы газа, запланированные на 2021 год. Из-за этого в 2021 году мы пришли к ситуации, когда спрос на СПГ примерно равен объему его предложения, при этом рынок в Азии восстановился раньше европейского рынка. Азиатский рынок является премиальным, цены там всегда выше, чем в Европе, с разницей от $100 до $300 за 1 тыс кубометров. В итоге сейчас происходит глобализация рынка газа, по крайней мере, мы можем говорить о росте взаимного влияния европейского и азиатского рынков. Европа в текущих условиях напрямую конкурирует с Азией за дополнительные поставки СПГ, а может она это делать только за счет роста цен", - заключил Александр Фролов.