Одна из тяжелых социально-экономических проблем, которые породила пандемия коронавируса в Армении, - закрытие других стран для ее граждан. Республика оказалась не в состоянии обеспечить рабочими местами всех тех людей, которые до инфекционного форс-мажора зарабатывали на жизнь за рубежом, поскольку не могли найти работу на родине. Не справились власти и с самим всплеском Covid-19, в результате чего армянские мигранты вынуждены наблюдать, как ключевая для них страна – Россия – открывает авиасообщение со всеми членами ЕАЭС, кроме Армении.
Возмущение тем, что правительство не способно добиться открытия российской границы, вылилось на этой неделе в очередную протестную акцию у здания Кабмина в Ереване, члены которой объявили голодовку до той поры, пока им не будет позволено улететь работать в Россию. "Хочу в Россию" – прямо написано на их лозунгах, также протестующие, видимо, не слишком рассчитывая на возможности армянских властей, просят президента РФ Владимира Путина обратить внимание на их проблему.
Недовольство трудовых мигрантов, оказавшихся запертыми в Армении, сегодня попытался сгладить премьер-министр Никол Пашинян. Он лично вышел к голодающим, выслушал их требования и пообещал, что "обязательно постарается найти какое-то решение". Однако протестующие не прекратили акцию, подчеркнув, что Пашинян не дал конкретного ответа, когда они смогут покинуть страну и вернуться на работу в России.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" экс-председатель Центробанка Армении Баграт Асатрян, недоступность России действительно составляет серьезную проблему для армянских граждан. "Не секрет, что значительное число наших граждан работает и живет в России. Россия для нас – серьезный экономический партнер, и речь не только об экспорте и импорте, но и финансовые потоки, в том числе частные, и рабочие места для наших соотечественников. Одни едут в Россию на сезонные работы, другие – на более длительный срок, но в любом случае возможность поехать в РФ на заработки – это существенный фактор для жителей Армении", - указал он.
При этом здесь и сейчас армянскому правительству не удастся добиться открытия российской границы. "Я боюсь, что в Армении очень мало что можно сделать, чтобы быстро добиться восстановления авиасообщения, ведь его отсутствие обусловлено объективным фактором пандемии коронавируса. А ту ситуацию, что сложилась у нас с Covid-19, за день не исправишь, нужна серьезная, последовательная работа, в результате которой границы когда-то будут открыты", - пояснил Баграт Асатрян.
Эксперт добавил, что если сейчас протесты еще можно списать на политическую активность оппозиции, поскольку осенью в Россию на работу едут немногие, то весной закрытая граница может стать уже очень большой проблемой. "В сентябре обычно на заработки в РФ почти не выезжают. Основной сезон выезда на заработки – это весна, у нас ежегодно порядка 60 тыс человек именно на сезонные работы улетает в Россию, а к осени они возвращаются", - сообщил экс-председатель ЦБ РА.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев отметил, что России пришлось сделать исключение из возобновления авиасообщения со странами ЕАЭС для Армении из-за слишком высоких показателей прироста заболеваемости. "В России видят в этом существенные риски и для нашей экономики, и для социально-экономического здоровья страны и для непосредственно системы здравоохранения. Дело в том, что мигранты не локализуются в каких-либо определенных сферах, они при открытии сообщения возвращаются в привычные места деятельности по всем регионам России, в большинстве своем, в крупные города и на юг. Если открыть границу со страной, где сохраняется высокая заболеваемость, это даст достаточно большую нагрузку на систему здравоохранения", - сказал он.
Армянские трудовые мигранты, напомнил эксперт, заняты во многих сферах бизнеса в России. "Это в том числе и работодатели, индивидуальные предприниматели, субъекты малого бизнеса. Они задействованы во всем спектре, связанном с поставками аграрной продукции и ее реализации, в сфере услуг, включающей все от ремонта бытовой техники и мобильных телефонов до такси. Эти сферы, собственно говоря, связывают экономики России и Армении через суммы обратных платежей, которые выполняют армянские мигранты, периодически отсылая заработанные ими деньги домой для обеспечения семей и хозяйств. Невозможность вернуться в Россию на работу – это значительная проблема для армянской экономики, способная вызвать определенное напряжение между Ереваном и Москвой", - сообщил Александр Караваев.
Открыть границы Армения может единственным путем – снизить показатели заболеваемости. "Для этого надо закупать больше нового оборудования, включая кареты "скорой помощи", строить больницы, добиваться выполнения санитарно-эпидемиологических норм. Вопрос сейчас в том, достаточны ли усилия системы здравоохранения и информационного пространства внутри Армении для того, чтобы убедить население в действительно высоких рисках периода пандемии и, как следствие, в необходимости ношения масок, использования средств обеззараживания в быту и особенно в общественных местах. Как я понимаю, именно эти моменты пока недостаточно прорабатываются при нынешней картине заболеваемости в Армении", - заключил научный сотрудник Института экономики РАН.