В послевоенных условиях у той части армянского населения Азербайджана, что сегодня проживает в зоне ответственности российских миротворцев, не осталось альтернатив полноценной интеграции в азербайджанскую экономику: сепаратистский режим, три десятилетия существовавший за счет незаконной эксплуатации ресурсов оккупированных районов и финансирования из Армении и армянской диаспоры, на сегодняшний день не имеет никаких перспектив выживания.
Этот факт детально раскрывается в поступившем в распоряжение "Вестника Кавказа" докладе Центра анализа экономический реформ и коммуникации "Армяне, проживающие в горной части Карабаха, смогут устойчиво развиваться в едином экономическом пространстве Азербайджана".
Прежде всего необходимо понимать, насколько изменилась ситуация для сепаратистов Нагорного Карабаха по сравнению со временами оккупации азербайджанских территорий армянскими войсками: если прежде они имели в распоряжении захваченные природные ресурсы 20% территории Азербайджана, включая плодородные поля равнинной части Карабаха, горные рудники, леса и реки, то сегодня в зоне ответственности российских миротворцев находятся наименее пригодные для жизни земли. Сепаратизм лишился нелегальных путей обеспечения, и без интеграции в экономику Азербайджана его зависимость от помощи извне вырастет до 100%.
С финансовой точки зрения фейковый режим "НКР", созданный на землях Азербайджана, зависел от внешней помощи всегда. По данным, которые приводятся в докладе, на его финансирование в год уходило $200-250 млн, из них 50-60% поступало из бюджета Армении. К примеру, в 2019 году Ереван оформил как "межгосударственный долг" трансферт в бюджет сепаратистов на $120 млн, при этом армянские власти обеспечивали своих марионеток в Карабахе и непосредственно, в виде "пожертвований" поставляя им все, вплоть до компьютеров и автомобилей.
Другую часть потребностей "НКР" удовлетворяли армянские диаспорские организации, размеры их "пожертвований" не поддаются точной оценке, поскольку не отражены в официальных документах. Однако есть сведения об отдельных профинансированных проектах, в частности, на дорогу из армянского Вардениса в азербайджанский Агдере Фонд "Айастан" выделил $15 млн. При этом ни Армения, ни диаспора не занимались активным развитием региона из-за его пребывания в состоянии "ни война, ни мир", делавшем невыгодными какие-либо экономические проекты на оккупированных землях Азербайджана. Таким образом, сторонники оккупации Карабаха поддерживали жизнь сепаратистов на минимальном уровне.
Сейчас, после разгрома армянской армии и краха армянской экономики, не выдержавшей давления как пандемии, так и чрезмерных трат на оккупационные нужды, сторонники сепаратизма в зоне ответственности российских миротворцев потеряют финансирование из Армении. В докладе отмечено, что безработица в Армении достигла 21%, за чертой бедности живет 23,5% граждан, ВВП за год упал на 5%, внешний долг превысил 66% ВВП. В таких условиях кредитный рейтинг РА окажется слишком низким для того, чтобы пытаться путем внешних заимствований продолжить поддерживать очаг сепаратизма в Азербайджане за свой счет.
Сами сепаратисты заработать на жизнь уже не могут, поскольку ранее их заработки строились на эксплуатации оккупированных районов Азербайджана, которые были освобождены от захватчиков в ходе Второй Карабахской войны. По данным доклада, в 2019 году основными секторами экономики в "НКР" были горнодобывающая промышленность, гидроэнергетика и сельское хозяйство. Всех трех секторов сепаратистский режим на сегодня лишен, поскольку производство находилось по большей части за пределами территории бывшей НКАО АзССР.
В частности, на оккупированных территориях незаконно добывались медь и молибден – в Тертерском районе, золото – в Кельбаджарском районе. Нелегальная добыча на этих месторождениях, чьи ресурсы прежде экспортировались через Армению на внешние рынки, на сегодня остановлена.
Также захватчики добывали минеральную воду в известных азербайджанских источниках, таких как Юхары и Ашагы Истису, Багырсак в Кельбаджарском районе, Илыгсу и Минкенд в Лачинском районе, Туршсу в Шушинском районе – она также перевозилась в Армению и оттуда продавалась за рубеж под видом армянского продукта. Сейчас все эти источники, как и горные месторождения вернулись под контроль законного владельца – Азербайджанской Республики.
Крупнейшие нелегальные производители вина в Карабахе лишились от 50% до 100% виноградников, разбитых на захваченных азербайджанских землях. У прежнего бизнеса, построенного на уверенности в нерушимости оккупационного статус-кво, нет уже не только будущего, но и настоящего, все предприятия, не имевшие права эксплуатировать ресурсы Азербайджана, более не функционируют. Возобновление их деятельности возможно только в результате интеграции в единое экономическое пространство АР – тогда они смогут получить и рынки сбыта, и инвестиции, и попросту сырье для переработки.
Лишились сепаратисты и энергоснабжения: из 36 ГЭС, обеспечивавших их электричество в годы оккупации, они имеют доступ только к 6, чья общая мощность составляет всего 75 МВт, или 40% от того, что производилось прежде за счет незаконной выработки энергии. Из Армении они не могут получать электричество, и единственным выходом для них является подключение к сетям производства, передачи и распределения Азербайджана.
Сельское хозяйство в зоне ответственности российских миротворцев резко ограничено, поскольку это горный регион, в котором нет возможности производить большинство видов продуктов питания. В годы оккупации большая часть сельхозпродукции приходилась на Кельбаджар-Лачинский экономический район, откуда оккупационные войска были выведены после принуждения Армении к миру. Пастбища и посевные площади для кормовых культур располагались помимо Кельбаджара и Лачина в Зангиланском и Губадлинском районах. Даже это производство не позволяло фейковому режиму обеспечивать себя продуктами питания, а теперь, когда у него нет плодородных земель, решить эту проблему карабахские армяне смогут только через легальное взаимодействие с другими регионами Азербайджана.
В докладе подчеркивается, что Азербайджан, освободив порядка 50-60 тыс человек армянского населения горной части Карабаха из-под плена оккупации ВС Армении, создает условия для роста их уровня жизни, в частности, уже подводит к региону транспортную инфраструктуру, включая автомобильные дороги и аэропорты. "Восстановление и развитие горных районов Карабаха требует инвестиций, ресурсов и четкой стратегии. Правительство Азербайджана уже разработало стратегию развития Карабаха и начало осуществлять проекты в этом направлении. Армянская община горной части Карабаха обладает перспективами устойчивого развития в составе единого экономического пространства Азербайджана, считающегося самой крупной экономикой на Кавказе", - заключают авторы доклада.