Вестник Кавказа

Россия и ЕС: есть ли свет в конце тоннеля?

Россия и ЕС: есть ли свет в конце тоннеля?

В Кремле и МИД России обратили внимание на "холодную войну" в отношениях с Европейским союзом. Что мешает Брюсселю и Москве выйти из кризиса и когда возможна нормализация контактов между ними, читайте в материале "Вестника Кавказа".

Отношения с США у России традиционно, как минимум с середины прошлого века, оставались прохладными. На Европейский союз российское экспертное сообщество смотрит больше как на "жертву коварных планов" Дяди Сэма, чем на зачинщика проблем: в "холодную войну" европейцы из уважения к плану Маршалла и страха перед коммунизмом примкнули к НАТО и разместили американские военные базы. После развала СССР и вывода советских войск из Восточной Европы Россия перестала рассматриваться в Берлине, Брюсселе и Париже угрозой. Европейцы начали уменьшать расходы на оборону и создали совместную площадку - Совет сотрудничества Россия-ЕС - для развития отношений в четырех общих пространствах: экономика, правосудие и внутренняя безопасность, внешняя политика, наука и образование.

До 2014 года противоречия между ЕС и России существовали, но не портили двусторонние политические и экономические связи сколько-либо существенно. В некоторых случаях, как в иракскую войну 2003 года, Париж, Берлин и Москва выступали единым фронтом против американской агрессии. Признание Косово европейскими странами и война в Южной Осетии в 2008 году несколько подпортили отношения, но реальным ударом по ним стал кризис на Украине в 2014 году, когда ЕС впервые ввел серьезные финансово-экономические санкции против РФ. Вот уже почти шесть лет представители "нормандской четверки" (РФ, Украина, Франция и Германия) пытаются решить конфликт на Донбассе, но из-за неготовности Киева проводить выборы в ЛДНР до получения контроля над границей процесс тормозится, иногда полностью обрываясь из-за очередных обострений на линии соприкосновения огня.

Дело Навального и скатывание к конфронтации

Последним ударом по российско-европейскому партнерству стала ситуация вокруг Алексея Навального. ЕС обвинил Россию в отравлении блогера и считает его дело сфабрикованным. После неоднократных требований лидеров ЕС, включая канцлера ФРГ Ангелу Меркель, Брюссель вслед за Вашингтоном ввел санкции против России. В список ЕС попали глава СК Александр Бастрыкин, генпрокурор Игорь Краснов, директор Росгвардии Виктор Золотов и директор ФСИН Александр Калашников, им запретили въезд в страны ЕС, заморозили их активы. В свою очередь, Россия выслала дипломатов из ФРГ, Польши и Швеции за их участие в несогласованных акциях протеста в поддержку Навального 23 января в Москве и Санкт-Петербурге.

Если до дела Навального оценка отношений России и ЕС министрами и первыми лицами делалась в категории "ухудшение", то после речь пошла о разрыве. Определенные надежды на смягчение некоторые эксперты связывали с визитом главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, но его переговоры с главой МИД Сергеем Лавровым оказались крайне неудачными. Боррель обвинил Москву в нежелании улучшать контакты и по приезду в Брюссель начал лоббировать ввод санкций. Лавров ответил, что Россия готова к полному разрыву отношений, если ЕС введет опасные для отечественной экономики санкции.

Во время текущего визита в КНР Лавров снова заговорил о Европе. Министр обратил внимание на то, что ЕС разрушил все механизмы своим односторонним подходом.  "Европа разорвала эти отношения, просто разрушив все механизмы, которые создавались многие годы, и у нас остались только партнеры отдельные европейские страны, которые хотят руководствоваться своими национальными интересами", - сказал он. – "С Евросоюзом как с организацией отношений нет, вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя".

Вчера тема российско-европейских отношений поднималась на переговорах главы Евросовета Шарля Мишеля и президента РФ Владимира Путина. Москва недовольна конфронтационным курсом Брюсселя, но готова к нормализации. «Владимир Путин дал оценку неудовлетворительному состоянию российско-ЕСовских связей, сложившемуся из-за неконструктивной, порой конфронтационной линии партнеров. С российской стороны подчеркнута готовность к восстановлению нормального деполитизированного формата взаимодействия с Европейским союзом, если к этому будет проявлена реальная встречная заинтересованность», — говорится в сообщении на сайте Кремля.

Со своей стороны Шарль Мишель назвал условия для улучшения напряженных отношений. Для этого нужен: 1) прогресс в урегулировании конфликта на Украине, 2) прекращение гибридных и кибератак России на страны ЕС, 3) соблюдение прав человека в России. В каждом из этих пунктов Москвы не считает себя виноватой. Конфликт на Донбассе, по мнению Кремля и МИДа, не завершается из-за поведения Киева, кибератаки надуманны, а обучение демократии – это вмешательство во внутренние дела страны.

Есть ли возможность с учетом всех этих противоречий хоть как-то выровнять российско-европейские отношения?

Мнение эксперта

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт международного дискуссионного клуба "Валдай" Дмитрий Суслов согласен с той оценкой, которую дал Лавров.

"Архитектура отношений и стратегическое партнерство, которые включали в себя проведение два раза в год саммитов Россия-ЕС, разрушены полностью. С этим нельзя не согласиться. Они разрушены Европейским Союзом после начала украинского кризиса. Двусторонний диалог заморожен и имеют место некие спорадические точечные взаимодействия по тем вопросам, где Россия и ЕС просто не могут не взаимодействовать. Например, по урегулированию транзита газа через Украину или  обсуждение газопровода "Северный поток-2"", - сказал он в беседе с "Вестником Кавказа".

Вместо некогда существовавшей кооперации между ЕС и РФ "усиливается конфронтация и идет жесткое соперничество" на постсоветском пространстве: в Украине, Молдове, Грузии и Беларуси, отмечает эксперт. Он полагает, что "ухудшение отношений перешло на качественно новый уровень", и своей открытой поддержкой внесистемной оппозиции в России Евросоюз "пересек красную линию".

Фундаментальной проблемой российско-европейских отношений является стремление ЕС интегрировать Россию в свою экономическую, политическую и правовую модель без учета ее национальных интересов, включающих создание собственного интеграционного проекта в лице Евразийского союза. Эта модель "европеизации России" себя изжила еще в середине 2000-х, говорит Суслов, а с началом "евромайдана" полностью была разрушена.

Восстановление отношений России и ЕС политолог видит по двум сценариям. Первый – признание Брюсселем самостоятельности России: "Сценарий номер один выхода из кризиса – это если Европейский Союз после тяжелых мучений все-таки примет предлагаемую Россией модель равноправных партнерских отношений, когда ЕС признает Евразийский экономический союз, выстроит с ним отношения, откажется от политики ослабления ЕАЭС и перетягивания его отдельных стран-членов в свою интеграционную орбиту. ЕС надо отказаться от претензий на то, чтобы быть единственным полюсом интеграции и центром гравитации в Большой Европе и Евразии. Это то, на чем ЕС настаивает по сей день".

Для реализации этого сценарии требуется также трансформация самого ЕС, обновление его элит, снижение зависимости Брюсселя от Вашингтона и "нивелирование фактора Польши и Прибалтики", не допускающих позитивных шагов в отношении Москвы, отмечает Суслов.

Другой сценарий связан с трансформацией самой России до состояния 90-х годов, когда европейское право считалось эталоном, и Москва соглашалась на роль младшего партнера. Суслов считает, что второй сценарий едва ли возможен, но и добиться первого будет крайне сложно в ближайшие годы. Поэтому в обозримой перспективе мы будем свидетелями продолжения этого глубинного тупика и кризиса, в котором находятся отношения России и ЕС.

10665 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ