Если Армения пойдет по пути интеграции в Европейский Союз (ЕС), то это повлечет за собой пересмотр всех текущих экономических отношений, которые сейчас существуют у страны с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и партнерами, заявил журналистам заместитель главы МИД РФ Михаил Галузин.
Он отметил, что у России нет намерений ущемить Армению или навредить ее экономике, так как Ереван – стратегический партнер Москвы, с которым ее связывает, как и с Грузией, многовековая история, общая победа в Великой Отечественной войне.
"Дело в том, что объективно одновременное членство в ЕС и ЕАЭС невозможно, поскольку эти союзы имеют разное таможенно-тарифное регулирование, это разные по своей сути экономические блоки. Соответственно, армянским коллегам, видимо, предстоит на каком-то этапе определиться, в каком направлении они следуют"
- Михаил Галузин
Членство в ЕАЭС дает населению Армении очевидные выгоды, подчеркнул Галузин. В частности, это выражается в росте ВПП: за 2024 год он увеличился на 6%. Евросоюз, в свою очередь, дает Еревану лишь туманные перспективы вступления и набор требований.
В связи с этим республике придется выбрать свой путь. Со слов замминистра, евроинтеграция может стать достаточно болезненным процессом, и властям будет необходимо объяснить населению, что она теряет при выходе из ЕАЭС, а что приобретает при вступлении в ЕС.
В разговоре с изданием "Известия" Михаил Галузин выразил надежду на то, что армянское руководство здраво оценивает ситуацию.
"Мы очень высоко оцениваем ее успешное председательство в ЕАЭС в минувшем 2024 году, так что сотрудничество у нас продолжается. Представители страны также активно участвуют во всех мероприятиях органов СНГ, во всех экспертных встречах"
- Михаил Галузин
Политика России по Армении
Доктор экономических наук, профессор, руководитель магистерской программы "Дипломатия" СПбГУ, член Международного дискуссионного клуба "Валдай" Станислав Ткаченко в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о российском подходе к контактам с Арменией в свете намерения армянского руководства интегрировать республика в Евросоюз.
"Москва выбрала мягкий подход, поскольку нам еще рано рвать связи с этим государством. Сейчас мы ждем парламентских выборов в Армении 2026 года и пытаемся своей риторикой, посвященной преимуществам членства в ЕАЭС и рискам интеграции в Евросоюз, косвенно повлиять на настроения армянских граждан, подчеркивая, что Россия будет поддерживать те партии, которые выступают за сохранение страны в ЕАЭС", - прежде всего сказал он.
"Мы видим, что в вопросе интеграции Армении в ЕС никаких реальных шагов все еще не сделано, эта политика армянского руководства остается на уровне заявлений. Законодательство под требования Евросоюза пока не меняется, даже соответствующие переговоры между Ереваном и Брюсселем еще не начались. Следовательно, рановато реагировать на прозападную политику властей Армении как-то иначе, чем призывами к адекватной оценке перспектив", - сообщил Станислав Ткаченко.
Экономист подчеркнул, что для России есть минусы в возможном выходе Армении из ЕАЭС. "Армения с точки зрения экономических показателей, особенно динамики ВВП, развивалась в прошлом году быстрее всех остальных стран ЕАЭС. Армения — хороший рынок для российских товаров. Параллельный импорт в Россию в значительной степени идет через армянскую территорию. Поэтому в количественных категориях выход Армении из ЕАЭС будет неприятен для РФ", - пояснил он.
"Однако, если говорить в категориях качества, то уход Армении из Евразийского экономического союза никак не повлияет на российскую внешнюю политику. На общую динамику развития российской экономики, технологий и в целом внешней торговли это тоже существенного воздействия не окажет", - заключил Станислав Ткаченко.