Страсти на Кавказе накаляются по мере того, как затягивается начало строительства транспортного коридора из Азербайджана в его эксклавный регион Нахчыван через территорию Армении. Между тем, реализация этого проекта, меняющего экономические реалии региона – один из центральных пунктов трехстороннего соглашения от 9 ноября 2020 года между Баку, Москвой и Ереваном. Вопрос последовательно торпедируется Ереваном, поведение которого, похоже, вызывает в Баку все большее раздражение.
Резкий тон недавних заявлений из Азербайджана не оставляет сомнений: с половинчатыми решениями и попытками размыть суть договоренностей, достигнутых с Ереваном при посредничестве российского президента Владимира Путина, азербайджанцы мириться не намерены.
Несколько дней назад Ильхам Алиев заявил, что, в случае отказа Армении от реализации Зангезурского коридора, как его называют в Баку, открыть этот коридор армянскую сторону заставят силой. В Армении эти высказывания азербайджанского лидера восприняли как угрозу собственной территориальной целостности и стали напоминать о союзнических обязательствах России по защите республики. В России, что примечательно, на это вообще никак не отреагировали. При этом еще совсем недавно сама Армения была страной, нарушающей территориальную целостность Азербайджана. Обстоятельство, наглядно демонстрирующее, как радикально изменилась расстановка сил в регионе после Второй Карабахской войны 2020 года.
Еще один жесткий месседж Ильхам Алиев озвучил 27 апреля в ходе посещения освобожденного Зангиланского района. "Военная провокация, учиненная недавно против наших пограничников на зангиланском направлении азербайджано-армянской границы, должна стать последней такой попыткой. Мы, проявив выдержку, не ответили на эту провокацию. Но это – последнее предупреждение. Если еще раз будет предпринята подобная попытка, то враг будет уничтожен на месте", - заявил азербайджанский президент, говоря о пограничном инциденте от 22 апреля. Современная военная техника и десятки израильских дронов-камикадзе «Harop», на фоне которых Алиев выступал перед своими военными, придавали его словам еще большую убедительность.
Пока азербайджанский президент на армейском внедорожнике объезжает освобожденные его армией обширные территории в Ереване продолжает царить политическая неопределенность – состояние, в котором армянское общество перманентно пребывает после подписания перемирия (или акта капитуляции, как его называет оппозиция в Армении). Парадокс ситуации заключается в том, что даже несмотря на болезненное поражение в Карабахе премьер-министр Никол Пашинян остается самым популярным политиком в стране. 25 апреля он подал в техническую отставку из-за назначенных на конец июля внеочередных выборов в парламент, куда он будет вновь избираться вместе со своим блоком "Мой шаг". Последние опросы общественного мнения показали, что до пашиняновского "Моего шага", чей рейтинг составляет более 30%, ни одна другая политическая сила не дотягивает даже и близко. Реанимация в качестве политической фигуры второго президента Армении Роберта Кочаряна проходит медленно и со скрипом – его рейтинг составляет лишь 5-6%, да и собственного политического движения он пока не создал.
Зато команда Пашиняна в преддверии выборов стала получать внушительную поддержку со стороны Запада. Друзья, как говорится, познаются в беде. Президент США Джо Байден назвал события 1915 года «геноцидом армян», председатель французского Сената торжественно пообещал продвигать идею независимости Карабаха в Европе, а посол США в Ереване Лин Трейси заявила о готовности ее страны начать с членом ОДКБ (!) Арменией переговоры по поставкам стране американского вооружения. Все это записывается в актив дипломатических успехов команды Пашиняна. Оппозиции же похвастать особо нечем.
Реализацию Зангезурского коридора армянские власти привязывают к вопросу "возвращения военнопленных". Речь идет о группе солдат ВС Армении из более чем 60 человек, переброшенных в тыл азербайджанской армии в Карабахе уже после заключения трехстороннего соглашения от 9 ноября. В Баку их считают диверсантами и напоминают, что арестованные армянские военные убили и ранили нескольких азербайджанских солдат и гражданских. Соответственно, возвращать их азербайджанцы не собираются – как минимум, пока. Россия в этом деликатном вопросе заняла осторожную позицию – с одной стороны, Москва на уровне главы МИД подтвердила данные Баку о том, что солдаты были нелегально переброшены уже после заключения трехстороннего соглашения. С другой стороны, МИД подчеркивает, что выступает за обмен пленными по принципу «всех на всех». Зато в конгрессе США готовится резолюция, требующая от Азербайджана безоговорочного возвращения «армянских военнопленных». Таким образом, и в этом вопросе можно наблюдать определенную синхронизацию действий армянской власти и ее западных партнеров. Тема «военнопленных» - одна из самых проблематичных для Никола Пашиняна, и нивелировать ее негативное влияние на свой имидж за счет поддержки США и Франции – легко просчитываемый предвыборный ход.
Сегодня в регионе складывается интересная ситуация. Россия, Турция и Азербайджан политически и экономически заинтересованы в разблокировании региональных железнодорожных коммуникаций. Власти Армении в лице Пашиняна решение данного вопроса блокируют, получая взамен довольно серьезные предвыборные бонусы от Запада. Рискнет ли Ереван окончательно саботировать трехстороннее соглашение – несмотря на недвусмысленное предупреждение Владимира Путина о том, что для Армении это станет самоубийством? Или же подобный маневр и заигрывания с Западом – это лишь предвыборная игра, целью которой является сохранение власти и получение пространства для внешнеполитических маневров. В любом из вариантов высок риск того, что региональные игроки – Россия, Турция, Азербайджан – могут очень резко прекратить заигрывания Никола Пашиняна с весьма недружественным им байденовским Западом. И в этом контексте заявления Алиева о возможности «насильственного» создания Зангезурского коридора, его «последнее предупреждение» по случаю недавнего пограничного инцидента, а также гробовое молчание Москвы, предстают уже в ином, довольно опасном для Армении свете.