После непростого периода во взаимоотношениях Анкара делает шаги навстречу Брюсселю. Ильке Тойгюр, аналитик и эксперт по европейским делам из Королевского института Элькано, рассуждает о перспективах и необходимости для ЕС прояснить собственную позицию и последствия избрания Джо Байдена в статье для German Institute for International and Security Affairs.
В январе после года напряженности министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу побывал Брюсселе, чтобы обсудить будущее отношений с ЕС. В Анкаре сочли, что 2021-й должен стать годом налаживания отношений с Европейским союзом.
В Европе считают, что нынешнее состояние демократии и верховенства закона в Турции далеко не соответствует требованиям, предъявляемым к стране-кандидату, а недавние внешнеполитические шаги Турции также противоречат интересам ее западных союзников. Но независимо от того, продолжит ли Турция делать шаги навстречу ЕС, Европа должна приступить к работе над задачей определения своей политики в отношении страны. Хотя Вашингтон может сыграть полезную роль, стратегическая повестка должна определяться в Брюсселе.
У стран-членов ЕС до сих пор нет консенсуса по общей внешней политике. Несмотря на рассуждения о стратегической автономии, суверенитете и разговоров на ”языке силы”, как его называет верховный представитель Жозеп Боррелль, у Европы нет единой линии поведения. Франция и Германия, историческое соперничество которых привело к созданию Европейского союза, имеют разногласия по поводу будущего общей европейской внешней политики и политики безопасности. Президент Франции Эммануэль Макрон возражает против фактической зависимости Европы от Соединенных Штатов, утверждая, что блок должен полагаться на собственные силы в вопросах безопасности и обороны. Немецкие официальные лица, включая министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, не уверены в этом, подчеркивая, что ЕС нужен защитный зонтик Соединенных Штатов, чтобы гарантировать собственную безопасность, стабильность и процветание.
Трудности, связанные с разработкой и реализацией Общей внешней политики и политики безопасности, проявляются в обсуждениях отношений с Турцией. Как кандидат на вступление, сосед и стратегический союзник в управлении миграцией и борьбе с терроризмом Турция играет большую роль для Европейского Союза. Недавняя напряженность в Восточном Средиземноморье еще раз продемонстрировала, что Турция без колебаний может открыто выступать против интересов своих западных союзников. По мнению официальных лиц как европейских стран, так и США, действия Турции имеют прямое влияние на безопасность и суверенитет Греции и Кипра.
В декабре 2020 года Европейский совет постановил, что ”ЕС будет стремиться координировать с Соединенными Штатами вопросы, касающиеся Турции и ситуации в Восточном Средиземноморье”. Решение было воспринято как часть общей переоценки трансатлантических отношений после избрания Джо Байдена. Европа рассчитывает на более скоординированную стратегию в отношении будущих вызовов, в том числе тех, которые исходят от союзников по НАТО. Ожидается, что новый президент США вернется к многосторонности и международным организациям. В первый день своего пребывания в должности он подписал распоряжения о восстановлении членства США в Парижском климатическом соглашении и Всемирной организации здравоохранения. Этот возврат к многосторонности определенно сблизит Брюссель и Вашингтон по многим вопросам, включая желание повысить слаженность функционирования НАТО.
Хотя президент США, который заботится о трансатлантических отношениях, безусловно, имеет свои преимущества, бремя утверждения условий демократии и верховенства закона по-прежнему лежит самом Европейском союзе. Вашингтон всегда ставил безопасность выше всех остальных интересов и рассчитывал, что ЕС сыграет роль в пропаганде западных ценностей в Турции. Соединенные Штаты поддержали создание Таможенного союза, а также заявку Турции на вступление в Европейский союз. Но ответственность блока по-прежнему заключается в том, чтобы найти общие рамки сотрудничества с Турцией, будь то в формате политики расширения или политики соседства.
Явно недостаточно просто подписать новое соглашение об управлении нелегальной миграцией и на этом остановиться. Даже если шаги к диалогу действительно будут позитивными, Европейскому союзу не стоит рассчитывать на легкую перезагрузку с Турцией. Внутриполитическая динамика в стране не дает Брюсселю надежды на то, что Анкара сохранит свои намерения в отношении прежней повестки дня. Конечной целью должно быть изменение отношений, ”поиск единых стратегических интересов, развитие сотрудничества и взаимных отношений, основанных на общих ценностях и принципах”, как недавно выразился Жозеп Боррелль. В то время как краткосрочные интересы могут быть удовлетворены в рамках делового подхода, долгосрочная стабильность в отношениях между Турцией и ЕС требует хорошо функционирующей структуры, основанной на общих принципах.