Индия стремится укрепить свое экономическое присутствие на Дальнем Востоке России на фоне растущей обеспокоенности Нью-Дели по поводу все более тесных отношений между Россией и Китаем, пишет японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай".
Первый заместитель министра иностранных дел Индии Харш Шрингла на прошлой неделе провел два дня в Москве, где встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и другими высокопоставленными официальными лицами. Как он сказал позже, выступая перед студентами российской Дипакадемии, одной из основных целей его поездки было обсуждение экономического сотрудничества на Дальнем Востоке России: ”Мы считаем, что эта сфера обладает очень высоким потенциалом. Мы можем развивать новые отрасли и помогать компаниям, желающим инвестировать в новые области, такие как коксующийся уголь, древесина, сжиженный природный газ. Там огромный потенциал”.
Последние три года Дальний Восток России вызывает серьезный интерес со стороны Индии. Во ходе визита в дальневосточный портовый город Владивосток в 2019 году премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил, что Нью-Дели предоставит заем в размере миллиарда долларов для содействия экономическому развитию региона. Он также подписал меморандум о создании прямого морского коридора между Ченнаи и Владивостоком. Ожидается, что новый морской маршрут сократит время доставки товаров между Индией и Россией до 24 дней по сравнению с 40 днями по европейскому маршруту.
Недавно Индия попыталась привлечь Токио к осуществлению своих инвестиционных планов в регионе. В прошлом месяце представители Индии, Японии и России завершили первые полуофициальные переговоры в рамках гражданской дипломатии о совместных дальневосточных проектах, определив энергетику, угледобычу, переработку алмазов, лесное хозяйство, АПК, транспорт и фармацевтику в качестве потенциальных областей сотрудничества.
Однако интерес Индии к российскому Дальнему Востоку не только экономический. Нандан Унникришнан, почетный научный сотрудник исследовательского фонда Observer Research Foundation в Нью-Дели, рассказал, что индийские политики с растущей озабоченностью наблюдают в последние годы, как Россия все больше сближается с Китаем в ответ на ухудшение отношений с Западом. По его словам, один из способов предотвратить дальнейшее втягивание Москвы в орбиту Пекина - расширение торговли и инвестиций с Дальним Востоком. ”Если Индия и другие азиатские страны не будут работать на российском Дальнем Востоке, то России придется все сильнее полагаться на Китай как на своего главного партнера в развитии региона”, - сказал Унникришнан.
Дальневосточный - самый крупный из федеральных округов России. Здесь сосредоточена значительная часть природных богатств государства, включая нефть, природный газ, золото, алмазы, уголь, лес и рыбу. Однако с населением чуть более 6 миллионов человек Дальний Восток является наименее населенным регионом России, и его численность продолжает сокращается с момента распада Советского Союза.
Президент России Владимир Путин заявил, что содействие экономическому развитию Дальнего Востока стало ”национальным приоритетом всего XXI века”. Последнее десятилетие Кремль стремиться дать толчок региональной экономике, создавая новую инфраструктуру, предлагая предприятиям налоговые льготы и кредиты, а также облегчая покупку земли. Также предпринимаются усилия по привлечению иностранных инвесторов с помощью Восточного экономического форума.
Хотя Индия и стала первой страной, открывшей консульство во Владивостоке в 1992 году, до сих пор ее экономическая активность на Дальнем Востоке была довольно низкой. Наиболее заметные инвестиции Индии в регион были сделаны в 2001 году, когда заграничное подразделение государственной нефтяной и газовой корпорации приобрело 20-процентную долю в проекте ”Сахалин-1” стоимостью $10 млрд. С тех пор индийские инвестиции на Дальний Восток были слабыми и редкими.
Но ситуация начала меняться, поскольку все больше индийских компаний ищут новые возможности за рубежом. Унникришнан объяснил, что российский Дальний Восток привлекателен для Нью-Дели, поскольку обладает энергоресурсами и землей, подходящей для сельского хозяйства. Именно в них Индия будет нуждаться в ближайшие десятилетия для поддержания экономического роста.
По мере того, как Китай вступает в игру, растет понимание того, что Нью-Дели необходимо уравновесить влияние Пекина. За последние несколько лет Китай стал основным иностранным инвестором и торговым партнером Дальнего Востока. В 2019 году на страну приходилось более 70% всех прямых иностранных инвестиций в регион и 28,2% его внешней торговли. Помимо экономического сотрудничества, с 2012 года Москва и Пекин также проводят регулярные совместные военные учения в Северо-Восточной Азии.
По мнению Унникришнана, если Нью-Дели хочет предотвратить "чрезмерную зависимость" России от Китая, ему необходимо будет помочь Дальнему Востоку найти альтернативные источники торговли и инвестиций. Эксперт считает, что такие инициативы, как морской коридор Ченнаи-Владивосток, например, могут способствовать установлению экономических связей не только с Индией, но и с Юго-Восточной Азией. Согласно отчету исследовательского фонда Observer Research, суда будут курсировать в водах Юго-Восточной Азии, проходя всего 10450 км по сравнению с нынешним европейским маршрутом протяженностью 16 тыс. км между Мумбаи и Санкт-Петербургом. ”Если мы сможем наладить торговые пути между Дальним Востоком России и Индией, а также поток товаров в двух направлениях, то Россия так или иначе будет все сильнее вовлекаться в более широкий Индо-Тихоокеанский регион”, - сказал Унникришнан.
Тем не менее эксперты предупреждают, что индийским компаниям будет нелегко закрепиться на Дальнем Востоке. Артем Лукин, профессор международных отношений Дальневосточного федерального университета России, рассказал, что любые иностранные инвесторы, надеющиеся вести бизнес в этом регионе, должны будут пойти на высокие риски, включая потенциальные западные санкции, плохую инфраструктуру и частые изменения российского законодательства. Индийские компании также столкнутся с жесткой конкуренцией со стороны Китая, который выигрывает от более низких транспортных расходов. ”Одно дело поставлять древесину с Дальнего Востока через границу в Китай, и совсем другое дело - транспортировать ее через полмира в Индию, - сказал Лукин. - Понимание этого факта делает для Индии значительно более дорогостоящим приобретение природных ресурсов на Дальнем Востоке России”. Лукин считает, что индийские компании могут добиться успеха в регионе, используя время от времени споры между местными экспортерами и Пекином. Он отметил, что недавнее решение Китая ограничить импорт морепродуктов с Дальнего Востока России может дать Индии возможность занять нишу. ”Все понимают, что полагаться на Китай как на единственного покупателя очень опасно, - сказал Лукин.- Именно здесь интересы России и Индии сходятся. У Индии есть реальная возможность позиционировать себя в качестве альтернативы Китаю по целому ряду важных экспортных товаров”.