Для руководства Армении признание собственного бессилия перед распространением коронавирусной инфекции не означает отказ от осуществления стратегии по удалению нежелательных лиц из политики. Власти Армении не сумели продемонстрировать свою эффективность в борьбе с эпидемией, поэтому сконцентрировали усилия для реализации ранее заявленных проектов.
В напряженной атмосфере правительство предпочитает действовать со всей строгостью и, как ему кажется, справедливостью. Поэтому нынешний проект поправок в Конституцию не был направлен в КС - именно там, по мнению «революционеров» из кабинета Пашиняна, засели элементы прежней, коррумпированной власти.
Руководители Армении камуфлируют узурпацию власти парламентской демократией. Принятый в понедельник Национальным собранием проект конституционных поправок, по заявлению членов блока «Мой шаг», урегулирует конституционный кризис и связанный с ним кризис в высшей судебной инстанции. Члены парламентского большинства не уточняют, что именно правительство выступило инициатором текущего кризиса.
Кризис в отношениях между властью и КС невозможно решить путем референдума, поскольку деятельность судей регулируется законодательством, а не общественным недоверием в условиях эмоционального всплеска, который активно поддерживает правительство Пашиняна. Говоря о том, что нынешнее безальтернативное внесение поправок носит промежуточный характер, авторы нововведений явно лицемерят, поскольку после понижения в должности нынешнего председателя КС Грайра Товмасяна, никто не будет проводить референдум, ссылаясь на профилактический период после коронавирусной инфекции, который может длиться от двух лет.
Согласно поправкам, КС перестает быть независимым арбитром. Пашинян стремиться внедрить в сознание армянской общественности, что КС как один из высших органов судебной власти должен во всем поддерживать курс действующей власти и поэтому его состав может и должен быть пересмотрен. В действительности Конституционный суд, как правило, должен быть максимально беспристрастен и четко отслеживать действия властей, не допуская узурпации. Судьи не должны быть частью идеологического аппарата, не должны быть преданны режиму, не должны быть лояльны руководству республики, ведь именно они являются главными блюстителями конституционного порядка в стране. Пашинян, видимо, считает иначе, поскольку настаивает на том, что именно выверенные им политические кадры способны реализовать ранее заявленные реформы, которые обязательно будут успешны, но при условии полной лояльности. Безусловно, репутация Грайра Товмасяна не безупречна, однако следственная работа в отношении председателя КС это не входит в компетенцию премьера республики; это прерогатива правоохранительных органов. Тем не менее Пашинян объявляет Товмасяна своим врагом, а значит и врагом Армении.
Партия Пашинян демонстрирует стремление избавиться от практических всех лиц, так или иначе связанных с прежним режимом. В пакет внесенных поправок вошли и те, которые лишили президента республики Армена Саркисяна права подписывать конституционные изменения. Теперь президент не сможет рассматривать и подписывать уже принятые поправки. Это вызывает вопросы, поскольку президент является гарантом исполнения Конституции и может не подписывать законы, если они противоречат Основному закону. Очевидно, Пашинян не доверяет Саркисяну, для которого нынешний президентский срок, скорее всего, станет последним. Чтобы принятые поправки не зависели от Саркисяна, фракция Пашиняна решила перестраховаться и ограничить и без того крайне скудные полномочия президента. Общественность давно заметила, что президент и премьер Армении стараются лишний раз не пересекаться, как в жизни, так и в политике.
Заметим, что структуры Совета Европа не поддерживают внесения поправок. В своем заключении Венецианская комиссия неохотно, но допустила обновление состава КС, предложив парламенту Армении выждать определенный переходный период. В Европе обеспокоены узурпаторским характером поправок, которые фактически лишают КС независимости. Также предлагалось оставить Грайра Товмасяна председателем КС на время переходного периода. Примечательно, что фракция Пашиняна предвидела подобный характер рекомендаций, поэтому внесла предложение о поправках в парламент Армении в день принятия Венецианской комиссией рекомендательного заключения, тем самым стремясь проигнорировать все предложенные замечания.