Создание в Турции газораспределительного хаба, инициированное Россией, поможет стабилизировать мировые рынки, такое мнение выразил в интервью РИА Новости директор четвертого европейского департамента МИД РФ Юрий Пилипсон.
По его словам, в Москве уверены, что воплощение в жизнь соответствующей инициативы Владимира Путина принесет пользу поставщикам и потребителям газа, а также повлияет на мировые энергетические рынки в сторону их стабилизации.
Прочность российско-турецкого сотрудничества
Дипломат также обратил внимание на "деловой характер" сотрудничества Москвы и Анкары в этой области, указав, что имеющее многолетнюю историю взаимодействия не смогла поколебать неблагоприятная конъюнктура.
Развитие курса на общую работу по газу
Представитель МИД заявил, что верность курса глав России и Турции на развитие взаимодействия в газовой сфере доказывается международной энергетической ситуацией, в рамках которой стабильность и ценовая адекватность поставок достигаются за счет созданной ранее инфраструктуры.
Кроме того, Пилипсон указал на продолжение диалога Москвы и Анкары, в том числе и по газу, причем на уровне как руководства стран, так и профильных структур. Причем, по его словам, зачастую устраивать специальные встречи нет необходимости, так как специалисты постоянно поддерживают контакт, в том числе, взаимно участвуя в форумах.
Выгода России от газового хаба в Турции
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, зачем России участвовать в создании газового хаба в Турции. "Проект газового хаба призван обеспечить России большую долю трубопроводного газа на рынке Европы, чем она есть сейчас. Смысл в том, чтобы обезличить газ, который приходит в Турцию и из Турции поступает в страны ЕС", - прежде всего сказал он.
"Одно дело – когда европейские компании боятся подписывать какие-то дополнительные соглашения или сохранять нормальные торговые отношения с "Газпромом", потому что их обвиняют в сотрудничестве с Россией и финансировании российского государства. Совсем другое дело – когда они покупают формально обезличенный газ на хабе. Причем в реальности речь может идти о сделке с каким-то трейдером "Газпрома", но компания объясняет западной общественности и евроструктурам ее как покупку на хабе. Делает вид, что не знает, чей газ она купила в Турции"
— Игорь Юшков
"Газовый хаб в Турции предполагает торговлю не только российским газом, но и азербайджанским, и иранским газом. Вполне возможно, что через него будет реализовываться и СПГ, поставляемый в Турцию. Хаб – это точка сдачи-приемки товара, в данном случае в Турции. Россия в связи с этим меняет свою стратегию: если прежде "Газпром" пытался выйти на конечного потребителя, то теперь он будет поставлять газ в Турцию, а дальше пусть его у Турции забирают европейские покупатели", - отметил экономист.
"Россия теперь рассуждает так: если Запад взрывает наши газопроводы и национализируете наши газопроводы, то мы не будем стараться доставить вам газ до конечного потребителя. Забирайте его на границе Европы – в Турции. Там будет точка приемки, откуда вы полученный газ можете качать сами куда хотите. И сами нести ответственность за газопроводы, сами вкладываться в их строительство и так далее. То есть с одной стороны хаб позволит деполитизировать экспорт газа в Европу, а с другой – принять новую концепцию продаж", - поведал Игорь Юшков.
Что нужно от России для запуска газового хаба в Турции
Эксперт обратил внимание, что пока России достаточно лишь переоформить документы по поставкам газа. "Возможно, еще "Газпром" начнет поставлять дополнительные объемы газа в Турцию и продавать там, поскольку посредники предлагают создать на хабе биржу, чтобы организовать продажи излишков газа на спотовом рынке. Но основное – это подписание дополнительных соглашений к существующим коммерческим контрактам, по которым точка сдачи приемки либо из Германии, либо из австрийского газового хаба Баумгартена переносится в Турцию. Там будет прописано, что "Газпром" обязан поставлять газ не в Европу, а в Турцию", - сообщил он.
"Если идея сработает и России удастся увеличить поставки газа в Европу, то на втором этапе "Газпрому" понадобится расширить газотранспортную систему в направлении Турции. Возможно даже возвращение к схеме "Южного потока", предполагавшей строительство четырех морских ниток газопровода для вывода на иностранный берег труб мощностью 65 млрд кубометров газа в год. Когда болгары отказались от "Южного потока" под давлением США, проект сократился до двух труб, свернувших в Турцию – так возник "Турецкий поток" с мощностью 31,5 млрд кубометров в год", - напомнил Игорь Юшков.
"Когда газовый хаб начнет приносить России выгоду, оставшиеся две нитки, по 15,75 млрд кубометров в год каждая, вполне могут быть проложены по дну Черного моря рядом с уже действующими", - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Как сообщал "Вестник Кавказа", ранее посол России в Турции предупредил о невозможности предугадать сроки запуска газового хаба. Назвав проект "долгосрочным", Алексей Ерхов отметил, что его реализация может занять годы.
Полное интервью Юрия Пилипсона можно прочитать на сайте РИА Новости.