Специалисты Всемирного банка разработали прогноз по возможному влиянию палестино-израильского конфликта на нефтяные цены – нынешняя ситуация пока стабильна и отражает способность мировой экономики противостоять таким шокам, но это пока наиболее благоприятная ситуация.
Эксперты банка разработали три сценария развития ситуации – В случае "небольшого сбоя", который в банке сравнивают с последствиями гражданской войны в Ливии в 2011 году, мировое предложение нефти сократится на 500 тыс – 2 млн баррелей в сутки, а цены на нефть вырастут до $93-$102 за баррель. Сценарий "среднего сбоя", последствия которого похожи на войну в Ираке 2003 года, вызовет сокращение нефтяных поставок на мировые рынки на 3-5 млн баррелей в сутки и рост цен до $109-$121 за баррель.
Наиболее пессиместичен сценарий крупного сбоя.
"В случае "крупного сбоя" на Ближнем Востоке, сравнимого с арабским нефтяным эмбарго 1973 года, мировое предложение нефти сократится на 6-8 млн баррелей в сутки. Это приведет к росту цен на 56-75% – до $140-$157 за баррель"
–Всемирный банк
Наиболее подвержены такому удару развивающиеся страны, хотя таких последствий в случае эскалации конфликта им можно избежать или хотя бы смягчить благодаря снижению зависимости от нефти, диверсификации поставщиков и созданию ее стратегических запасов. Однако их руководству нужно проявить бдительность, чтобы не допустить нарушения цепочек поставок продовольствия и с осторожностью принимать любые меры, ограничивающие импорт и экспорт продуктов питания, призвал Всемирный банк, отметив, что сдержать повышение цен на продукты сможет лишь диверсификация поставщиков и повышение эффективности производства и торговли.
Высокие цены повредят всем
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что резкий рост нефтяных цен негативно скажется на экономике не только стран-потребителей, но и стран-производителей нефти. "Резкий рост цен и резкое падение одинаково губительны для нефтяного бизнеса. Конечно, если с проблемами резкого падения все понятно, то проблемы резкого роста не столь очевидны", - прежде всего сказал он.
Александр Фролов обратил внимание, что текущая ситуация на мировом рынке является не ростом, а только восстановлением цен на нефть. "Есть некая норма, к которой ситуация возвращается. Когда на Западе говорят о борьбе с ростом цен этой осенью, они лукавят, ведь цены не растут, а восстанавливаются. У цен на нефть есть оптимальный инвестиционный коридор, в пределах которого компенсируются затраты на текущее производство нефти и обеспечивается необходимый уровень вложений в перспективное производство – в восполнение извлеченных объемов, геологоразведку, освоение новых месторождений и интенсификацию добычи. Все это должно быть заложено в нефтяные цены, и пока что котировки остаются именно в этом инвестиционном коридоре", - пояснил экономист.
"А критический сценарий с нефтью по $150 за баррель – будет действительно ростом, причем таким, какой приведет к значительному и неизбежному падению спроса. Из-за падения спроса цены не смогут продержать долго на высоком уровне и довольно быстро вернутся в норму. При этом спрос после снижения будет возвращаться на прежний уровень очень долго. Соответственно, выиграв в моменте на росте цен, вы проиграете в среднесрочной перспективе на объемах продаж, и ваш финансовый результат ухудшится. Поэтому для поставщиков в по-настоящему высоких ценах нет никакой выгоды", - отметил Александр Фролов.
"Если бы это было выгодно, то мы уже давно увидели бы, как крупнейшие производители, как та же Саудовская Аравия, сократили поставки еще на 2-3 млн баррелей в сутки каждый – тогда цен взлетели бы. Но кому это надо, когда по чрезмерным ценам нефть стали бы значительно ниже покупать? Это никому не надо. Производители нефти стремятся к тому, чтобы цены были стабильными, так как стабильность цен позволяет вести добычу, геологоразведку, переработку и прочие мероприятия нефтяной промышленности. Стабильные цены обеспечивают растущий спрос и необходимые финансовые вливания в бизнес. А $150 за баррель – это слишком много и попросту вредно для всех", - заключил он.