Выборы президента стартовали сегодня в Иране − избирательные участки открылись в 08:00 по времени Тегерана (07:30 мск). Подробности рассказал глава избирательного штаба, организующего выборы, Мохсен Эслами.
По его словам, участки закроются в 18:00 по иранскому времени (17:30 мск), то есть у иранцев есть 10 часов, чтобы отдать голос за своего кандидата.
Эслами добавил, что, если понадобится, работа участков будет продлена.
Процесс выборов прокомментировал и глава МВД Ахмад Вахиди: он заверил, что правоохранительная система позаботится о безопасности. В общей сложности на избирательных участках будут дежурить более 180 тыс стражей порядка.
Сразу же после открытия участков на выборах президента проголосовал верховный лидер Али Хаменеи.
"День выборов – это день радости и счастья для нас, иранцев, повышение явки – потребность для Исламской Республики"
– Хаменеи
Верховный лидер призвал всех избирателей не пропускать выборы и прийти на участки, так как от этого зависит, насколько будет прочный государственный строй.
Кандидаты
Изначально Совет стражей конституции Ирана пропустил на выборы 6 кандидатов, но двое сняли свои кандидатуры в пользу консерваторов. В итоге в бюллетенях остались четыре фамилии. По данным опросов, лидируют трое из них, причем с небольшим отрывом друг от друга. Это сторонник реформ экс-глава Минздрава Масуд Пезешкиан, а также умеренный консерватор, председатель Меджлиса Мохаммад Багер Галибаф и радикальный консерватор, представитель Хаменеи в СБ Саид Джалили.
Четвертый кандидат – бывший глава МВД и Минюста Мостафа Пурмохаммади.
Задачи для нового президента Ирана
Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, какие вопросы внешней и внутренней политики Ирана понадобится решить новому президенту.
"Я думаю, что на внешнюю политику Исламской Республики эти выборы не окажут какого-то принципиального влияния, потому что в Иране внешнеполитический курс – это результат очень сложного взаимодействия большого количества властных структур. Конечно, ее общее направление определяет верховный лидер, но также ее разрабатывает целый ряд организаций, где работает религиозно-политическое руководство страны, уравновешивающие друг друга. При всем уважении к фигуре президента, он не оказывает решающего влияния на внешнеполитический курс, а скорее является исполнителем коллегиальных решений религиозно-политического и военно-политического руководства", - прежде всего сказал дипломат.
"В первую очередь новому президенту придется преодолевать санкционные проблемы, это направление работы должно быть безусловно продолжено. Иран находится совершенно в такой же, как и Россия, уникальной ситуации, являясь объектом неправомерных действий со стороны США и стран Европы, причем санкции с течение времени только усиливаются, в том числе вторичные", - обратил внимание Андрей Бакланов.
"Помимо этого надо будет продолжить курс на снижение напряженности в регионе. Сейчас совершенно напрасно приостановился вопрос о нормализации отношений с Саудовской Аравией, его надо довести до конца. В Иране есть определенные силы, которые то ли сами, то ли с подачи кого-то из-за рубежа не всегда занимают адекватную позицию по региональным отношениям. Надо нормализовать ситуацию в регионе, в том числе в соответствии с российскими предложениями по Персидскому заливу. У Ирана есть собственные предложения, но по ним не было движения после ухода в отставку главы МИД Мохаммада Джавада Зарифа – было бы хорошо, если бы Тегеран при новом руководстве все-таки возобновил работу в этом направлении", - подчеркнул он.
"Еще президенту придется реализовывать ранее намеченный твердый курс на диверсификацию иранской экономики. Особо хотелось бы подчеркнуть, что для России очень большое значение имеет совместная реализация планов транспортно-логистического развития региона и выход на мировые логистические просторы. В этом смысле акватория Каспийского моря имеет очень большое значение, и наши двусторонние планы ее транспортного развития органично сочетаются с планами Китайской Народной Республики и планами центральноазиатских республик. Поэтому стоит ожидать активного продвижения в этом направлении при новом президенте Ирана", - заключил Андрей Бакланов.