Во вторник, 30 июля, высокопоставленные представители власти Исламской Республики Иран (ИРИ) и представители зарубежных делегаций соберутся в иранском парламенте для участия в инаугурации новоизбранного президента страны Масуда Пезешкиана, заявил сегодня представитель президиума парламента Ирана Алирза Селими.
Ожидается, что в течение двух недель после церемонии новый президент представит парламенту свою программу и новый состав правительства – на обсуждение кандидатур новых министров у президента есть неделя срока, отметил Селими.
Задачи Пезешкиана
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Елена Дунаева в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказала о проблемах иранской политики и экономики, которыми уже в ближайшее время придется заниматься Масуду Пезешкиану.
"Самая первая задача для Масуда Пезешкиана – это формирование нового состава правительства. Сложность в том, что часть фигур подбирает духовный лидер али Хаменеи, так как это его компетенция. Сам президент выбирает, к примеру, специалистов по экономике. В случае Пезешкиана важно понимать, что он представляет не один фланг – да, он из движения реформаторов, но в его предвыборном штабе были и умеренные, прагматично настроенные консерваторы. Сам избранный президент говорит, что готов на сотрудничество с консерваторами-технократами, а значит, встанет вопрос согласования фигур в Кабмине, устраивающих различные политические спектры, которые представляет Пезешкиан", - в первую очередь сказала она.
"И этот Кабинет министров еще нужно будет утвердить в Меджлисе. Здесь проблема в том, что большинство в Меджлисе представляют более радикальные консерваторы, близкие к проигравшим кандидатам в президенты Мохаммаду Багеру Галибафу и Саиду Джалили. Следующим шагом станет выработка повестки дня этого кабинета. Обычно в Иране первые сто дней правительство занимается постановкой задач для себя", - добавила Елена Дунаева.
"В экономике перед новым правительством будут стоять задачи, оставшиеся от предыдущего Кабмина: снизить инфляцию и предотвратить девальвацию иранского риала, и решаться эти не сиюминутные проблемы будут на протяжении долгого времени. К примеру, при отсутствии наполненности бюджета – а в Иране дефицит бюджета – Пезешкиан не сможет просто поднять зарплаты бюджетникам. Почему он шел на выборы с программой переговоров с Западом по снятию санкций? Именно для улучшения положения населения. И вновь это не та задача, которую можно в ближайшее время решить", - отметила востоковед.
"Перед Масудом Пезешкианом стоят важные социальные задачи. Группы населения, которые поддержали его и выступили против ультра-радикализма, очень обеспокоены законопроектом о хиджабе и нравственности, который вынуждает всех женщин соблюдать строгий режим ношения хиджаба, в том числе потому, что многие положения касаются обязательств мужчин. Для них это будет очень трудно, также как, допустим, введение раздельного обучения в университетах и запрет женщинам кататься на велосипедах (чего не допускают исламские нормы). Здесь Пезешкиану и его правительству придется как-то или этот закон отзывать, или перерабатывать", - обратила внимание она.
"Еще один момент, который очень важен для иранского общества и поднимался в предвыборной кампании, – это снятие ограничений с интернета и разрешение широкого использования международных соцсетей, а не только внутрииранских. Этого ждет молодое поколение и современные средние слои населения. Здесь тоже будут очень большие проблемы, потому что эти законы инициировались в Меджлисе, и нужно будет убедить парламент, что не нужно принимать закон в такой резкой форме, как было уже выработано при прошлом кабинете. Улучшения требуют и система образования, и система медицинского обслуживания. В сложной ситуации находятся пенсионные фонды, у которых не хватает средств выплачивать пособия", - перечислила Елена Дунаева.
"То есть в целом Иран сейчас сталкивается с многочисленными и экономическими, и социальными вызовами. Я думаю, что самое правильное для Масуда Пезешкиана – не делать каких-то резких шагов, потому что обязанности президента ограничены духовным лидером. В любом случае он не сможет ничего в быстрые сроки сделать кардинального, потому что в других государственных структурах (а в Иране много органов государственной власти) абсолютное большинство принадлежит ультра-консерваторам", - подчеркнула востоковед.
Возможности Масуда Пезешкиана в налаживании контактов с Западом резко ограничены и волей западных стран, и волей Вли Хаменеи. "Вопрос в том, ждет ли его Запад и чего Запад хочет от него. Очень многое будет зависеть от результатов выборов в США, а значит, речь идет об отложенной повестке дня. Неясно, пойдет ли на какие-то договоренности Европа, находясь под сильным влиянием Соединенных Штатов. Если же появится готовность Запада сделать пробные шаги, то в Иране это все равно потребует длительного согласования, так как внешняя политика – компетенция Али Хаменеи. Пезешкиану сначала придется получить разрешение духовного лидера на маневры, чтобы сделать внешнюю политику Ирана многовекторной, о чем он говорил", - пояснила она.
Напомним, как ранее сообщал "Вестник Кавказа", победителем второго тура внеочередных президентских выборов в Иране стал реформист Масуд Пезешкиан – в ходе голосования он набрал 16 миллионов 384 тысячи 403 голоса, а его соперник, консерватор Саид Джалили - 13 миллионов 538 тысяч 179 голосов.