В начале следующей недели в столице Грузии состоится парламентская встреча, на которой правящее большинство планирует оспорить вето президента республики Саломе Зурабишвили на закон "О прозрачности иностранного влияния". Об этом заявил член партии "Сила народа" Созар Субари, которая входит в парламентское большинство.
Он пояснил, что сначала 27 мая вето будет оспорено юридическим комитетом парламента, а на следующий день 28 мая состоится пленарное заседание.
Ранее сообщалось, что президент Грузии наложила запрет на закон об иноагентах, который парламент республики одобрил в середине этого месяца.
Законопроект "О прозрачности иностранного влияния" власти Грузии вынесли на рассмотрение в апреле. С этого времени в столице республики около здания парламента проходили ежедневные протесты с требованием отказаться от принятия закона.
Кроме оппозиционных сил страны, против законопроекта выступают власти США и ЕС.
Закроется ли путь в ЕС для Грузии?
Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" призвал взглянуть на ситуацию с отношениями Грузии и ЕС шире.
"Грузия, будучи наиболее подготовленной среди всех постсоветских государств на статус кандидата в ЕС, получила его позже Молдавии и Украины, которые по политическим мотивам стали первыми среди нового пакета возможных кандидатов. История взаимоотношений у Грузии с Европейским Союзом не совсем гладкая, сложности есть. И сейчас ЕС требует от "Грузинской мечты", чтобы они отменили закон об иноагентах. Насколько реальна угроза лишения статуса кандидата в ЕС – нужно будет смотреть уже по факту, когда этот закон окончательно утвердится, когда будет преодолено вето, какие будут первые контакты и переговоры. Пока заявления звучат на уровне Европарламента и отдельных политиков, а на уровне, скажем, Европейской комиссии серьезных шагов не было", – уточнил он.
"С другой стороны, стратегически для ЕС потеря Грузии в качестве кандидата будет серьезной проблемой: для всех других стран это будет пример того, как наиболее подготовленная страна, которая на протяжении многих лет выполняет все требования ЕС, предпринимает шаг по защите своего суверенитета – и тут же выпадает из списка "хороших соседей" и попадает в список "плохих парней", что показывает абсолютно недвусмысленность политики ЕС", – обратил внимание эксперт.
Войдет ли Грузия в ЕАЭС?
Оценивая возможность включения Грузии в будущем в интеграционные объединения на постсоветском пространстве, в частности, в ЕАЭС, заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН подчеркнул, что даже заморозка статуса кандидата в ЕС не будет значить автоматически перестройку Грузии в другое русло.
"Грузия получает все, что нужно, от двухстороннего экономического сотрудничества с Россией. ЕАЭС – это очень фундаментальный шаг, и не все страны, которые в принципе входят в зону дружественных государств, делают шаги по вступлению в Евразийский экономический союз. Например, Узбекистан. Поэтому в политическом плане Грузии гораздо удобнее находиться в позиции экономического партнера, прагматичного, но не делающего серьезные шаги по институциализации своих отношений. Поэтому, думаю, здесь ситуация не изменится", – указал Станислав Притчин.
"Грузинская мечта" vs оппозиция
Эксперт считает вполне вероятным исход событий, при котором правящая партия преодолеет вето президента, и закон об иноагентах будет принят.
"Мы видели, что можно было дрогнуть и после первого чтения, и после второго. Нарастали и требования оппозиции, и давление со стороны Запада, со стороны улицы, но, тем не менее, грузинские власти остаются последовательными", – констатировал он.
Шансы оппозиции на победу на выборах в парламент, которые пройдут в октябре, он оценил как не очень высокие. "Помимо определенных тезисов, борьбы с законом об иноагентах они не могут предложить ничего серьезного, фундаментального, несмотря на поддержку извне. И, опять же, ее недостаточно для того, чтобы переломить позиции "Грузинской мечты"", – заключил Станислав Притчин.