Введение квоты на экспорт российской пшеницы и ее досрочная выработка может оставить мир без зерна в то время, когда ряд стран как раз собрались провести дополнительные закупки, - сообщает агентство Bloomberg.
В марте министерство сельского хозяйства России установило временные ограничения на экспорт ряда зерновых культур, в том числе пшеницы. С целью сдерживания роста цен Россия не может поставлять зерно до 1 июля, когда должен поспеть новый урожай, и исключения составляют лишь несколько государств-соседей, в которые пшеница экспортируется по-прежнему, - передает РИА Новости
Что касается квоты, то ее полностью выработали до 26 апреля.
Россия является самым крупным поставщиком пшеницы, и из-за ограничения поставок миру может грозить дефицит продовольствия и повышение цен. В то же время это не исключает того, что ситуацией могут воспользоваться американские или европейские поставщики.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Василий Узун, объемы зерна, которые Россия не поставит на экспорт, будут не столь значительными, чтобы существенно повлиять на мировой рынок. «Ограничение поставок может несколько повлиять на российских производителей, о чем можно судить по тому, что значительная часть квоты была разобрана экспортерами уже в апреле, но мировой рынок этого почти не почувствует. Россия продолжает наращивать производство зерна и не собирается уходить с рынков», - сказал он.
«Конечно, могут возникнуть сложности в связи с тем, что американцы наметили внести коррективы в свою политику сельскохозяйственного производства и экспорта. В предыдущие годы Америка, по сути, добровольно уступила первенство России, переключив сельскохозяйственные ресурсы на расширение производства и экспорта сои, в том числе, для Китая. Но в связи с нынешним обострением отношений, возможно, американцы вернутся на рынок пшеницы, и у нас появится конкурент на рынке. Но особенно бояться, на мой взгляд, России нечего, потому что у нас зерно соответствует требованиям качества и относительно дешевое», - обратил внимание главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.
«Потому мы и завоевали мировой рынок, что наши производители дают зерно дешевле, чем производители других стран. Поэтому я бы не думал, что это решение очень серьезно повлияет на что бы то ни было. Другой вопрос, что в зависимости от ожидаемого урожая, который будет более-менее ясен к концу июня, сама квота может быть отменена – если урожай будет высоким, по крайней мере, не меньше, чем в прошлом году. В противном случае в начале следующего года нужно будет думать о том, надо ли вводить квоты снова или нет», - добавил Василий Узун.
С ним согласилась директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Шагайда. «Сейчас мы ограничиваем небольшое количество экспортных объемов, из-за этого ничего значительного не может произойти. Наш центр выступал против того, чтобы устанавливали ограничения в виде квот, ведь и в прошлом году урожай был хороший, и виды на урожай этого года хорошие. Но, так как случилась девальвация рубля, внешние цены стали привлекательнее для сельхозпроизводителей, и они начали стремиться вывозить как можно больше. Именно поэтому Минсельхоз перестраховался и успокоил население, что внутренние цены на хлеб и мясо (зерно частично идет на кормовые цели) не вырастут», - напомнила она.
«Квота, конечно, ограничила экспортный потенциал сельхозпроизводителей, они бы хотели продать больше, но это не критические масштабы для внешнего рынка, не 2010 год, когда Россия, уже имея большое место на рынке, полностью запретила вывоз зерна. Сейчас такой ситуации не должно быть, потому что мы уже экспортировали много зерна. Россия может и не быть первой по зерну в этом году, но не из-за квоты, а из-за США, которые после конфликта с Китаем переориентируют часть площадей под пшеницу. Но и это совершенно неважно, Россия в любом случае останется крупным экспортером. Главное – что в России цены на зерновые продукты невысокие, люди могут купить хлеб и мясо, а сельхозпроизводители получают достойные деньги. Экспорт – не цель, а средство повышения благосостояния российских производителей и граждан», - заключила Наталья Шагайда.