Утром в Тегеране стартовали переговоры между делегациями правительства Афганистана и радикального движения "Талибан" (запрещено в РФ).
"Межафганские переговоры начались сегодня в Иране с участием представителей правительства Афганистана и делегации от Талибана", - информирует ISNA.
Напомним, что в Афганистане идет противостояние правительственных сил с талибами. Сторонникам группировки удалось захватить значительные территории в сельских районах и развернуть наступление на крупные города.
Мирные переговоры между враждующими сторонами стартовали в Дохе 12 сентября 2020 года.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, на этих переговорах официально талибы будут выдвигать те же требования, что они озвучивали в ходе предыдущих раундов переговоров в Ташкенте, Дохе и Москве. "Прежде всего они будут требовать от Кабула полного вывода иностранных военных с территории страны, затем – создания коалиционного правительства с учетом мнения всех этнических и конфессиональных групп. То есть внешне это риторика "за все хорошее против всего плохого". Однако на самом деле в Иране талибы потребуют от Кабула поделиться официальной властью и создать коалиционное правительство с участием именно "Талибана"", - прежде всего сказал он.
"Споры на сей раз будут идти не о том, идти Кабулу по этому пути или нет, а о том, как это будет организовано. Правительство сопротивляться талибам не может, американские аналитики отводят ему на сопротивление полгода-год, после чего оно власть утратит точно – и вопрос будет только в количестве жертв. Эту мысль талибы и попытаются в очередной раз донести до представителей президента Ашрафа Гани. Очень удачно, что переговоры проводятся именно в Иране, в стране-соседе Афганистана, имеющем на афганской территории как точки влияния, так и точки интереса в большом количестве. Иран кровно заинтересован в том, чтобы Афганистан не скатился в гражданскую войну, на грани которой он сейчас балансирует. Иран заинтересован и в том, чтобы стороны пошли по пути урегулирования взаимных претензий", - обратил внимание Андрей Грозин.
"Это видение афганского урегулирования разделяют все соседи Афганистана. К примеру, министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов в недавнем интервью недвусмысленно сказал, что Ташкент хотел бы, чтобы все стороны сели за стол переговоров и договорились о том, как жить после того, как американцы удрали со своими сателлитами из Афганистана, как строить нормальную страну и отношения со всеми своими соседями. В этом же заинтересован и Пекин, и Москва, и Исламабад с Дели. По большому счету, соседи Афганистана по континенту, в отличие от государств, которые располагаются за тысячи миль от него, действительно хотят, чтобы в стране прекратились массовые вспышки насилия, грозящие перерасти в масштабную гражданскую войну. Для того и организуются эти межафганские переговоры. Прислушается ли к этому официальный Кабул? Пока оптимизма в этом вопросе нет", - подчеркнул востоковед.
При этом он призвал не преувеличивать возможности талибов. "Факт новейшей афганской истории: прочно закрепиться в тех или иных провинциях и уездах никому надолго не удается. В регионах даже власть официального Кабула носит очень часто номинальный характер. Талибы сейчас достаточно активны в северных провинциях, но менее активны в южных. Они находятся, очевидно, на волне куража из-за вывода американских войск, но их ресурсы – финансовые, военные, мобилизационные – не безграничны. Сейчас они побеждают, но это не значит, что власти совершенно беспомощны. Большую часть территории, основные города и провинциальные центры удерживает официальная власть, либо местные сообщества, которые находятся в фазе выбора, на чью сторону перейти. Именно этот момент колебания, который демонстрируют провинции Афганистана, серьезно влияет на позиции и официальных властей, и талибов. Говорить об однозначно победе талибов пока рано", - заключил Андрей Грозин.