Вестник Кавказа

Медведев: Россия переживает три экономических шока

Медведев: Россия переживает три экономических шока

России не удастся избежать всеобщей экономической рецессии из-за пандемии коронавируса, и уже сегодня страна испытывает воздействие трех экономических шоков, - написал в статье в журнале "Россия в глобальной политике" заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.

"По прогнозу Минэкономразвития, ВВП страны в 2020 г. упадет на 5%, ожидаются снижение реальных доходов на 3,8% и рост безработицы до 5,7% – максимума за девять лет. Сегодня наша страна испытывает воздействие сразу трех экономических шоков", - написал Медведев.

Первый и самый главный такой шок заключается в падении нефтяных цен на мировом рынке. Вместе с тем Россия, экономика которой сохраняет зависимость от экспорта углеводородов, за последние 20 лет трижды выдерживала подобные удары (в конце XX века, в 2008-2009 годах и в 2014-2015 годах), а значит есть возможность просчитать влияние этого шока на экономику и определить наиболее действенные меры для снижения негативных последствий, - написал Медведев.

Второй, внутренний шок стал следствием регуляторных решений со стороны государства, которое пытается замедлить распространение коронавируса.

"Внешне он чем-то напоминает ситуацию начала 1990-х гг., когда из экономического процесса выпадали отдельные субъекты хозяйственной деятельности, что приводило к разрыву сложившихся связей. Но это сравнение – крайне условное. Нынешние проблемы в реальном секторе экономики, на рынке труда, в социальной сфере и банковском секторе имеют особую природу, и привычные подходы к анализу экономических и финансовых кризисов здесь не годятся", - отмечает зампредседателя Совбеза РФ.

Закрытие предприятий сейчас некорректно объяснять недостаточной конкурентоспособностью компаний или товаров, так как это результат внеэкономических решений. В условиях карантина максимальные ограничения относятся к сфере услуг, где, как правило, простые и короткие производственные цепочки, - указывает Медведев.

В то же время он полагает, что восстановление экономики начнется достаточно быстро, "если, конечно, новые волны эпидемии не приведут к очередному витку вынужденных ограничений".

Третий экономический шок связан со снижением зарубежного спроса на широкий круг российских товаров из-за замедления мировой экономики: такая ситуация наблюдалась во время глобального финансового кризиса 2008-2009 года, и продолжительность падения также может быть ограничена сроком действия строгих карантинных мер, после чего спрос может восстановиться. Медведев подчеркивает, что фактор пандемии значительно затрудняет прогнозирование любых экономических процессов.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, теперь, исходя из новых данных статистики, можно предположить, что спад ВВП составит, скорее всего, в районе 5-7%. "Это достаточно существенно, но не катастрофично. Когда только начались эти события, прогнозы были более пессимистичными. Многие ждали спада в районе 10%, некоторые даже больше. Но оказалось, что те же самые карантинные меры слабо затронули крупный бизнес и особенно сырьевой. Объемы производства нефти пришлось снизить из-за договоренности с ОПЕК, но остальные виды экспорта пострадали умеренно. Конечно, цены снизились не только на нефть, но и на все виды сырья, но объемы изменились не так сильно. Поэтому падение ВВП будет достаточно умеренным - примерно в 2 раза меньше, чем во время кризиса 2008 года", - уточнил эксперт.

С другой стороны, обратил внимание он, сейчас оно иначе распределено. "Значительное количество россиян работает в малом и среднем бизнесе. В ВВП этот малый и средний бизнес вносит довольно скромный вклад, а людей там работает много. Это приводит к тому, что работники малого, среднего бизнеса, на который довольно сильно повлияли ограничительные меры, являются той группой, которая пострадает больше всего. А работников этих много. Мало того, Росстат даже не может точно сказать, сколько их, потому что часть людей в этой сфере работает по серой схеме, их официально не включают в штат, с ними не заключают договор подряда и так далее. Есть много способов, формально закон не нарушая, фактически сотрудника в обычном порядке на работу не принимать. Как раз в малом и среднем бизнесе любят использовать такие способы. Поэтому, если спад ВВП будет, скорее всего, довольно умеренным, немаленьким, но не катастрофическим, то по ощущениям людей ситуация будет гораздо хуже. Понятие ВВП достаточно косвенно воспринимается большинством населения, им оперируют в основном экономисты, крупные компании. Население же гораздо чувствительнее к такому показателю как реальные располагаемые доходы граждан - то, что остается у человека после того, как он заплатил налоги, сделал обязательные платежи, оплатил услуги ЖКХ и так далее. Они снизятся у довольно значительного числа россиян, прежде всего, у тех, кто работает в сфере малого, среднего бизнеса. Особенно драматично карантин отразился на сфере услуг: большая часть бизнесов из этой группы просто была вынуждена остановиться, совсем не работать. И даже сейчас, когда ограничения сняты, в массе своей потребители напуганы, поэтому потребительская активность восстанавливается очень медленно", - подчеркнул советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов.

Говоря о том, сколько времени понадобится на восстановление, эксперт заявил, что на самом деле на данный момент этого не знает никто. "Последний раз глобальная экономика сталкивалась с эпидемиями в 1918 году, более 100 лет назад. Понятно, что тот опыт сейчас не применим в принципе, бесполезно пытаться изучать его. Задача усложняется еще тем, что, помимо объективных процессов, которые поддаются анализу и прогнозу, есть еще сугубо субъективные, в частности, потребительская активность. Даже после того, как были открыты, с санитарными ограничениями, торговые центры, люди не начали массово посещать их. Я сходил в два больших ТЦ, где я периодически бывал до этих событий, - продавцов там больше, чем покупателей. Чисто психологически - люди напуганы, а реакция напуганных людей - не торопиться тратить деньги, отложить их на черный день. И получается парадокс: часть людей не тратит, потому что у них нет денег, а часть не тратит, потому что боится черного дня и выжидает. И сколько времени пройдет, прежде чем это изменится, не знает никто. Поэтому нормальные качественные прогнозы можно будет сделать не раньше, чем появится вакцина", - посетовал Сергей Хестанов.

"А когда точно появится вакцина, тоже неизвестно. Конечно, образцов много, они тестируются, прогноз хороший, вероятность того, что вакцина будет создана, высокая. Ведь в семействе коронавирусов насчитывается 43 представителя, и от двух из них вакцины существуют давно, стоят умеренно и работают хорошо, в частности, от коронавируса собак и коров. Естественно, COVID-19 отличается, но они довольно похожи, и раз есть вакцина от других видов, то, наверняка, сделают вакцину и для человека. Весь вопрос в том, сколько это займет времени", - указал он.

Однако, отметил эксперт, мало просто создать вакцину, ее надо произвести в большом количестве, а потом люди должны увидеть, что она действительно защищает. "Когда вакцинированные перестанут заболевать, тогда можно будет говорить что-то про восстановление экономики. Скорее всего, это год-два после создания вакцины. Сроки очень расплывчатые, потому что многое неизвестно. Главный фактор - психология. С одной стороны, какая-то часть потребителей, как только заражения прекратятся, довольно быстро воспрянет, а какая-то будет сохранять осторожность долго. И мы не можем заранее знать, какой процент людей будет осторожничать, а какой наоборот - сразу же после создания вакцины начнут активизировать свой бизнес, покупки и т д. Только практика ответит на этот вопрос", - заявил экономист.

"Поэтому наиболее вероятный, базовый сценарий - с оговоркой, что не будет второй волны, - состоит в том, что экономика упадет на 5-7% и на какое-то время в этом состоянии стабилизируется, минимум на полгода, а может, и побольше. А потом все будет зависеть от вакцины, от состояния мировой экономики. Поэтому затягивать пояса придется еще достаточно долго", - заключил Сергей Хестанов.

10965 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября