Российский миллиардер Олег Дерипаска заявил в своем Telegram-канале, что эпоха нефти и газа скоро закончится.
"Международное энергетическое агентство (МАЭ) предостерегает ... от инвестиций в новые нефтегазовые проекты. Эпоха нефти и газа скоро закончится, и отрасли предстоит заново изобрести себя", - написал совладелец Эн+ Груп".
Ранее МЭА опубликовало доклад "Нулевые выбросы к 2050 году", в котором отмечается, что достижение цели по углеродной нейтральности к 2050 году не предполагает разработку новых нефтяных и газовых участков.
"Неожиданно. Поворот МЭА к безуглеводородной тематике никто не ждал так скоро. Организация всегда поддерживала сектор ископаемого топлива. Теперь же они прямо говорят - переход на возобновляемую энергетику сделает мир не только экологичнее, но еще и богаче", - отметил бизнесмен.
В агентстве полагают, что переход на возобновляемые источники энергии ускорят экономический рост за счет увеличения рабочих мест и возросшего спроса на инженеров и других технических специалистов. "Сейчас все боятся, что отказ от нефти повысит безработицу и ударит по ВВП. А МЭА считает, что, напротив, - это только ускорит рост. Рабочих мест станет больше, появится огромный спрос на инженеров и других технических специалистов, а квалифицированные эксперты из нефтянки прекрасно найдут себе применение в новой экономике. Грамотный инженер без работы точно не останется", - поведал Дерипаска.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, пока говорить о грядущем конце эпохи нефти и газа рано – необходимо дождаться, как минимум, 2030 года, к которому будет понятно, насколько планово реализуется западная программа по декарбонизации энергетики.
"Безусловно, когда-то конец нефтегазовой эпохе настанет, но вопрос – когда? В докладе Международного энергетического агентства, на который ссылается Олег Дерипаска, подчеркивается, что нынешних усилий недостаточно, чтобы достичь полной декарбонизации к 2050 году, запланированную Евросоюзом. Китай говорит, что к 2060 году он тоже декарбонизирует энергетику, однако на самом деле он не станет отказываться от углеводородов, а вместо этого будет принимать компенсационные меры, чтобы улавливать парниковые газы в том объеме, в котором он их выпускает. А когда действительно экономики смогут отказаться от угля, нефти газа, пока неясно", - указал он.
"Довольно смелые оценки по поводу отказа от углеводородов мы видели и раньше. Например, Volvo в 2018 году говорила, что прекратит выпускать двигатели внутреннего сгорания – однако она до сих пор их выпускает. В целом задачи, поставленные Евросоюзом, очень амбициозны, и пока неясно, как они будут выполняться. Пожалуй, только к 2030 году будет понятно, реалистична ли стратегия green deal или нет. Тем не менее, эти риски отказа от углеводородов для нефтегазовой промышленности существуют, страны будут всячески стараться, особенно ЕС, снизить потребление нефти и газа", - обратил внимание экономист.
"Для нас это создает дополнительный риск, потому что в Европе находятся наши основные рынки сбыта как нефти, так и газа, и угля. Поэтому здесь, конечно, нужно понимать, что декарбонизация, как бы медленно она ни продвигалась, будет постепенно происходить, а значит, рынки будут сжиматься. Соответственно, конкуренция на них будет больше, цены на углеводороды будут падать. Однако говорить, что это произойдет уже совсем скоро, было бы неправильно", - подчеркнул ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.