Иран не планирует останавливаться в развитии собственной мирной ядерной программы, нацеленной на развитие атомной электроэнергетики, несмотря на угрозы президента США Дональда Трампа, заявил в интервью иракскому телеканалу Al Ahad заместитель министра иностранных дел ИРИ Маджид Тахт-Раванчи.
"Иран не стремится получить ядерное оружие, но намерен продолжать инвестировать в ядерную энергетику для ее мирного использования"
- Маджид Тахт-Раванчи
Иран - член Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и его политика в этой сфере предельно прозрачна, она определяется верховным лидером исламской республики Али Хаменеи, добавил дипломат.
Перспективы переговоров Ирана и США
Преподаватель экономического факультета РУДН, политолог Фархад Ибрагимов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" оценил вероятность формирования ирано-американского диалога по ядерному вопросу как крайне низкую.
"Я не вижу сейчас предпосылок, чтобы Иран мог сесть за стол переговоров с американцами и договориться с ними по новой ядерной сделке. В Тегеране не верят в слова Вашингтона по этому поводу. Иранцы убеждены в том, что американцы будут срывать переговорный процесс или давить таким образом, чтобы Тегеран выполнял все условия Штатов, на которых настаивал изначально Дональд Трамп. В среднесрочной перспективе, не говоря уже о краткосрочной, не приходится ожидать каких-либо переговоров", - прежде всего сказал он.
"Переговоры возможны между иранцами и европейцами. Однако Европа в вопросе иранской ядерной сделки ведет себя довольно аморфно и в основном оглядывается на Вашингтон. Хотя сейчас, в виду усугубления отношений между Европой и Штатами, можно предположить, что Брюссель и европейские столицы из принципа пойдут на то, чтобы договориться с Тегераном. Но и это выглядит весьма призрачным и туманным. Так что на сегодняшний день организовать встречу Ирана со Штатами через посредников мог бы либо кто-то из ближневосточных стран (Оман, уже работавший посредником по иранской ядерной программе), либо Швейцария или Австрия, где уже проходили переговоры", - продолжил Фархад Ибрагимов.
"Прямых переговоров между Вашингтоном и Тегераном в ближайшее время не будет. Иранцы были бы заинтересованы в таких переговорах только в случае, если бы они увидели отдачу со стороны администрации Трампа в плане готовности принять иранские условия. Но ведь Трамп не собирается слушать иранскую сторону, он продолжает на нее давить и считает, что с Ираном нужно разговаривать именно таким тоном. Это может быть очень пагубно для самой перспективы ядерной сделки", - подчеркнул востоковед.
Условия США по ядерной сделке
Эксперт также уточнил, каких положений ядерной сделки хотят добиться в Вашингтоне. "Прежде всего, американцы хотят, чтобы Иран вообще никакой ядерной программы не имел, даже в мирных целях. Напомню, что СВПД преследовал цель сократить возможности Ирана до разработок ядерных технологий в мирных научных целях, с обогащением урана не выше 3,67%. Но американцы говорят, что и этого слишком много, а Иран не должен никогда в жизни прикасаться к ядерным технологиям в любой сфере", - обратил внимание он.
"Также Вашингтон хочет, чтобы в сделке не участвовало МАГАТЭ, а вместо инспекторов Агентства были лишь американские инспекторы. Естественно, Тегеран не согласится, чтобы США напрямую контролировали иранские объекты – ведь тогда Израиль получит секретную информацию. Не исключено, что Вашингтон будет настаивать и на ослаблении отношений с Китаем, как того хотела еще администрация Байдена. То есть в целом Иран должен быть, в понимании американцев, послушным пай-мальчиком, который выполняет любые американские требования и условия", - заключил Фархад Ибрагимов.
Иранская ядерная программа
Напомним, ранее о том, что у страны нет и не было планов по созданию ядерного оружия, на встрече с главой МАГАТЭ сообщил президент ИРИ Масуд Пезешкиан. Страна никогда не стремилась к созданию ядерного оружия, основываясь на фетве верховного лидера Ирана Али Хаменеи, и ради того, чтобы сомнений в том, что иранская ядерная программа – мирная, не оставалось, страна готова на сотрудничество с МАГАТЭ.
Москва не раз выражала готовность помочь Тегерану в урегулировании его важнейших проблем, включая ядерную программу, отмечая, что работы над урегулированием по ядерной программе Исламской Республики должны вестись только через переговоры, и дипломатические методы дадут результат, если все участники проявят политическую волю.