Поставки казахстанской нефти в Германию на данный момент еще не стартовали, информирует АО «Казтрансойл».
В пресс-службе компании заявили, что на 21 февраля казахстанская нефть не начала поставляться в Германию, на НПЗ в Шведте. Топливо должно идти по нефтепроводу «Дружба» до пункта «Адамова застава», а затем экспортироваться в Германию.
Россия разрешила Казахстану транзит нефти в Германию по трубопроводу «Дружба» в начале 2023 года.
Как сообщал «Вестник Кавказа» ранее, Казахстан займется развитием альтернативных маршрутов экспорта нефти, особое внимание получит Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Выгода России
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" сообщил, что Россия получит прямую выгоду от поставок казахстанской нефти в Германию.
"Прежде всего Россия будет получать деньги за транзит казахстанской нефти по "Дружбе", ведь это не бесплатная услуга. Казахские компании будут платить "Транснефти", госкомпании, то есть все вырученные деньги пойдут государству. Кроме того, чем больше нефти идет по нефтепроводу, тем меньше тариф на прокачку за 1 т. Это значит, что и прокачка российской нефти по "Дружбе" станет дешевле, что сделает ее более привлекательной и для белорусских НПЗ, и для оставшихся польских покупателей", - отметил Игорь Юшков.
"В более далекой перспективе России в целом выгодно использование "Дружбы" другими странами. Оно позволит возобновить российские поставки нефти в Германию. Если трубопровод полностью остановится, германские компании не смогут без политических последствий для себя возобновить импорт из России. А если по трубопроводу идет казахстанская нефть, то возобновление прокачки российской нефти будет не так заметно – а для Германии это очень важно. Чем меньше германская общественность будет взбудоражена новостями, тем проще бизнесу Германии будет восстановить торговлю российской нефтью. Поэтому инициативу Казахстана мы можем только приветствовать", - подчеркнул экономист.
Загадка Казахстана
Игорь Юшков обратил внимание, что пока неясно, какой объем нефти Казахстан будет прокачивать по "Дружбе". "Сначала говорили о том, что за первый квартал прокачают около 300 тыс т, а потом сообщили, что первая партия будет всего 20-30 тыс т. И тут вопрос: сколько есть нефти у Казахстана? Казахстан, насколько мы видим, хочет качать по "Дружбе" некие объем в дополнение к традиционным поставкам. Республика транзитом через Россию и так качает нефть много лет, поставляя ее в Новороссийск, причем речь идет не о Каспийском трубопроводном консорциуме, а о простой поставке по несколько миллионов тонн нефти в год в новороссийский порт. Были поставки и на Усть-Лугу, в Ленинградскую область – однако объемы с Усть-Луги на Германию не будут перенаправлены, поскольку Казахстан хочет заполнить "Дружбу" другими объемами", - пояснил он.
"Мы знаем, что договоренность между Германией и Казахстаном есть, между Казахстаном и "Транснефтью" – тоже. Но Казахстан все никак не сдаст физически нефть в трубу, чтобы ее прокачать. Все ждут, когда уже казахстанская сторона сообщит, что подает дополнительные объемы, чтобы их встретили и направили в нужную сторону. Пока этого не происходит. От российской стороны тут ничего не зависит, мы полностью готовы, все документы подписаны, мощности есть. Почему Казахстан не выполняет свою часть обязательств, неизвестно. Возможно, у республики просто нет лишней нефти, чтобы продать ее немцам", - заключил экономист.