Вестник Кавказа

"Иллюзия выбора". Опыты удаленного театра

Алла Шуленина, Зонд Новости
"Иллюзия выбора". Опыты удаленного театра

Вот уже два с половиной месяца российские театры закрыты. Впервые столкнувшись с настолько продолжительным перерывом в работе, каждый коллектив вынужденно переходит в онлайн пространство и по-разному преодолевает границу между сиюминутным искусством сцены и видеоискусством, близким к кинематографу, требующим соответствующих технических возможностей, пишет Зонд Новости.

Необходимость искать новый визуальный язык стала плодородной почвой для онлайн акций, фестивалей, проектов. Один из них "Корона-драма" – онлайн-фестиваль мини-пьес на тему коронавируса и всего, что с ним связано. Его организовали драматурги Евгения Алексеева, Ксения Никитина, Елена Нестерина, Инна Гридина, Анна Сафронова, Юлия Пономаренко. Именно для этого фестиваля в начале апреля Дмитрий Данилов написал первый вариант Zoom-пьесы на злободневную тему "Выбрать троих". Текст представляет собой один длинный диалог, ведь действие ограничено ситуацией онлайн-конференции. Пьесу можно назвать антиутопией, так как она заглядывает в недалекое будущее, в котором мы можем оказаться еще более беззащитны, разобщены и изолированы.

В ироничном, но психологически точном произведении Данилова противоестественная для современного человека ситуация показана через бытовой конфликт и вовсе лишена трагизма. Сюжет прост: ужесточение режима самоизоляции в связи с распространением вируса, "который нельзя называть", привело к требованию ограничить личные контакты только тремя людьми. Остальное общение дозволено лишь по телефону или виртуально. Слух об этом предписании заставляет главу одного среднестатистического семейства срочно собрать совет, который как раз и проходит в модной сегодня программе Zoom. Героям нужно определиться, кто же с кем будет жить, или хотя бы встречаться "в реале" – то есть раздать так называемые "слоты".

Впоследствии из короткой зарисовки, благодаря совету Евгения Каменьковича, драматург создал законченное произведение. А режиссер его, в свою очередь, поставил, заняв актеров театра Мастерская Петра Фоменко. Премьера состоялась 5 мая 2020 года.

Собранный за считанные дни и вполне уникальный Zoom-спектакль балансирует на грани читки и современного кино, снятого с помощью средств видеосвязи. Этот формат называют "скринлайфом" – первый показ происходит в прямом эфире, что приближает действие к театральному, творящемуся прямо на глазах у зрителя.

Итак, пятеро участников семейного совета выходят в Zoom и проведут за разговором все 50 минут экранного времени – прервавшись лишь однажды на краткий перекур. Лаконизм выразительных средств заостряет фокус внимания исключительно на лицах и голосах актеров, благодаря чему детали проработки ролей становятся заметнее.

Отец семейства в исполнении Анатолия Горячева – нервозный, то и дело срывающийся на бесполезный крик, – формально выступает инициатором встречи, однако мало что решает в процессе. С первых же секунд ясно: настоящий командир здесь мать (Галина Кашковская). Несмотря на тонкость и интеллигентность, женщина привычными манипуляциями пытается руководить всеми домочадцами. Она решительно выбирает мужа и детей, рассчитывая на их взаимный шаг навстречу.

Супруг же распределяет свои слоты неожиданно: между женой, начальником и неким коллегой, чтобы "сконтачиться" по работе. И пока отвергнутую бабушку, роль которой деликатно исполнила Вера Строкова, никто ни о чем не спрашивает, намечаются две основные стороны конфликта. Взрослые сын и дочь, давно адаптировавшиеся к виртуальному общению, не настроены идти на поводу у матери. Они хотят оставить слоты открытыми на случай, если какие-то встречи будут действительно необходимы. Дочь выбирает лишь бабушку, которую привыкла регулярно навещать.

Такой рациональный подход к делу вызывает бурю эмоций у разочарованной матери. Возможно, впервые услышав желания своих детей, она обвиняет семью в эгоизме и равнодушии. Однако интонация, с которой исполняет эту роль Галина Кашковская, намекает зрителю, что поэтическая натура героини просто не может смириться с прозой жизни. Кажется, даже легкая ирония сына Павла (Вениамин Краснянский) постепенно отрезвляет ее. В постановке Каменьковича "дети" выступают единым флангом, вместе отстаивая право на свободный выбор. Поэтому наэлектризованность семейного конфликта, в котором каждый остается при своем, сглаживается.

Иная трактовка образов отличает следующую постановку этой пьесы, осуществленную худруком Воронежского Камерного театра Михаилом Бычковым. Премьера его спектакля состоялась 20 мая.

Режиссер подробно разбирает характеры персонажей, благодаря чему буквально каждое их слово становится значимым для понимания внутренних мотивировок. Образы приобретают выпуклость, а внутрисемейное противостояние уже не кажется обыкновенной борьбой "отцов и детей", но предстает полифоничной историей, в которой голос каждого из героев звучит самостоятельно.

Здесь тоже именно мать выступает двигателем сюжета, но в исполнении Натальи Шевченко героиня с первых минут выглядит настоящим семейным тираном. Легко узнать этот тип замотанной, вечно раздраженной женщины – она молниеносно сыплет колкостями, для весомости приправляя аргументы латинскими словечками. Оттого более понятным становится и образ ее супруга, которого Андрей Мирошников играет человеком слегка флегматичным, сбегающим от семейных неурядиц в работу (и не только).

Характеры героев подсказывают, что не режим раскалывает их семью, ведь до него они уже были разобщены. А пресловутый выбор сделан давным-давно. Дочь, в исполнении Марины Погорельцевой, все еще находится под давлением матери, и готова согласиться на все что угодно во избежание конфликта. Обаятельная, с легкой долей безумия, бабушка Татьяны Сезоненко прекрасно осознает, что все, кроме внучки, видят в ней обузу. А взрослый сын (Павел Ильин) – наиболее независимый от родительских уз, именно свою свободу и стремится сохранить. Все они – заложники токсичных семейных отношений и предрассудков, лишенные свободы и вне всяких изоляционных мер.

В финале пьесы измученная безрезультатным спором мать вдруг начинает петь гимн Советского Союза. И хотя сама героиня позже отрицает подтекст своего перформанса, для авторов спектакля важна эта тема. Ведь сегодня, подвергаясь ограничениям, люди все чаще именно с той эпохой ассоциируют свои худшие опасения. Хотя, кажется, всем свидетелям этой Zoom-конференции станет очевидно, что свобода всегда начинается изнутри.

10545 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ