Трудовая миграция спасает миллионы людей от нищеты. Согласно новому исследованию Всемирного банка, несколько постсоветских стран остаются одними из самых зависимых от денежных переводов в мире. Eurasianet пишет, что миллионы граждан в этих странах не оказались за чертой бедности, только потому что у них есть родственники, работающие за границей, зачастую в России, отправляющие им деньги. Киргизия и Таджикистан обычно входят в тройку лидеров по объему денежных переводов, эквивалентных примерно трети ВВП. За ними следуют Армения, Грузия и Узбекистан.
По данным нового исследования, высокий объем денежных переводов подрывает конкурентное преимущество бедных стран. Переводы, оцениваемые в миллиарды долларов в год, лишают мигрантов возможности вернуться домой. Зависимость от денежных переводов делает указанные страны менее конкурентоспособными и снижает объемы прямых иностранных инвестиций, которые могли бы привести к созданию рабочих мест.
Многие семьи получают регулярные вливания наличных из-за границы, в результате чего некоторые из них менее охотно выходят на работу. Ведущий автор доклада, Джимми Апаа Окелло из Банка Уганды, ссылается на данные исследования, проведенного в Армении, согласно которому ”граждане, получающие денежные переводы, работают меньше, чем те, кому помощь не оказывается”. Аналогичная тенденция прослеживается и в Таджикистане.
Наряду с повышением заработной платы в местной валюте, например, в киргизском соме или армянском драме, денежные переводы повышают стоимость этой валюты. Наличные, поступающие в страну, используются для покупки местной валюты, что стимулирует спрос. Это повышение обменного курса в сочетании с ростом стоимости рабочей силы еще больше увеличивает стоимость рабочей силы в долларах.
Денежные переводы также меняют структуру потребления внутри страны. Семьи, получающие наличные из-за границы (например, 30-40% семей в Таджикистане), могут себе позволить тратить деньги дома, что стимулирует спрос на услуги, что вызывает рост цен.
Хотя производительность в странах, сильно зависящих от денежных переводов, росла примерно так же, как и в других странах с переходной экономикой, охваченных проведенным исследованием, заработная плата там росла намного быстрее.
Китай остается мировой фабрикой в течение последних нескольких десятилетий отчасти из-за обилия дешевой рабочей силы. Поскольку китайские рабочие требуют более высокой заработной платы, производители создают рабочие места в странах с более дешевой рабочей силой, например, в Бангладеш и Вьетнаме.
Дешевая рабочая сила - конкурентное преимущество. По данным исследования Всемирного банка, в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, сильно зависящих от денежных переводов, это преимущество стремительно сокращается, препятствуя инвестициям в создание рабочих мест, например, в производстве, которое так необходимо развивающимся государствам. Указанные выше тенденции потенциально могут иметь серьезные последствия для осуществляемых долгосрочных стратегий роста и развития.
Должны ли эти страны сосредоточиться на развитии собственных секторов услуг? Многие развитые государства так и поступают. К сожалению, в данном случае возникает проблема: большинство продаваемых услуг зависит от квалифицированной рабочей силы, поэтому ресурсы должны быть направлены на инвестиции в человеческий капитал в целом и на профессиональную подготовку в частности, чтобы они были в центре внимания долгосрочных стратегий развития. Однако у самых бедных стран бывшего Советского Союза, Киргизии и Таджикистана, за 30 лет системы образования были разрушены. Поэтому пока люди уезжают зарабатывать за границу.