Первый тур выборов президента Польши победителя не выявил. Второй тур состоится 12 июля, в нем примут участие действующий президент Анджей Дуда (в первом туре получил почти 44%) и мэр Варшавы Рафал Тшасковский (около 30%). Выборы, независимо от исхода, уже названы историческими.
Во-первых, проходят они со второй попытки – первая в мае провалилась из-за организационных проблем в условиях пандемии.
Во-вторых, свой голос кандидату в президенты можно было отдать в обычном режиме, придя на избирательный участок, или почтой, если предпринятые властями меры эпидемической безопасности на участках казались недостаточными. И во втором туре аналогично.
В-третьих, и это главное – Тшасковского могло и просто не быть. Оппозиционная «Гражданская платформа» на майские президентские выборы представила вице-спикера Сейма Малгожату Кидаву-Блонскую. Кампанию она повела неважно. Итоги исследований предсказывали ей результаты в районе 5 процентов, когда произошел самый яркий момент похода пани Кидава-Блонской в президенты – она внезапно обратилась к своим же сторонникам… бойкотировать голосование. Когда стало очевидно, что на шансах и амбициях «Гражданской платформы» со спокойной совестью можно ставить крест, выборы перенесли на июнь. И партия блестяще воспользовалась ситуацией, законным образом выставив нового кандидата – Рафала Тшасковского, который не нуждался в специальной раскрутке и был известен, как молодой, современный и вполне подходящий для либеральной части польского общества. Этот сильный ход изменил характер и ход кампании.
Казалось бы, разница результатов в первом туре не оставляет шансов на успех мэру Варшавы. Все-таки 14 процентов это серьезный разрыв. На что же рассчитывает столичный голова и есть ли на что рассчитывать? Оказывается, есть, если изучить административную и социальные карты распределения голосов. Действующий президент Анджей Дуда преуспел в небольших городах, и голосовали за него люди среднего и пожилого возраста. В то время как мэра Варшавы Рафала Тшасковского президентом хотят видеть жители крупных городов Польши, молодежь и часть поляков среднего возраста. Если Тшасковскому удастся перетянуть на себя голоса выбывших из борьбы кандидатов, то задача ликвидировать отставание в 14 процентов перестает быть архисложной задачей.
В этом деле пан Тшасковский сильно рассчитывает на энергичную краткосрочную кампанию, которую он, судя по всему, хочет свести к теледебатам с Дудой. Или хотя бы к одной встрече с ним в прямом телеэфире. «Шансы выиграть выборы есть. С таким результатом рано сдаваться и стоит побиться за победу», - объявил Тшасковский, обращаясь к действующему президенту с предложением о теледебатах в любой форме. Предложение звучало довольно настойчиво, и наблюдатели нашли объяснение этому, обратившись к аналитической раскладке, предложенной влиятельным изданием Rzeczpospolita. Согласно публикации, против мэра Варшавы в какой-то момент была открыта форменная антикампания. Только за две недели в середине июне Анджею Дуде государственное телевидение посвятило 94 позитивных сюжета и несколько нейтральных. В тот же период Рафал Тшасковский удостоился внимания государственного телевидения в 67 сюжетах, из которых ни один позитивным не назвать при всем желании. По оценкам экспертов в области СМИ, девять из них можно расценить как нейтральные, а остальные – с негативным оттенком. Стоит подчеркнуть – речь не об объективности, ибо негативный сюжет вполне может быть объективным, а скорее о тенденциозности.
С учетом этого становится понятно, почему Тшасковский так настойчив в призыве к президенту выйти на теледебаты. Но если Дуда и не решится выйти на «телебитву», то все равно положение мэра Варшавы безнадежным не назвать. Результативное сотрудничество с выбывшими из борьбы кандидатами – отнюдь не невообразимый процесс. Тем более политические взгляды некоторых из них вполне себе перекликаются с платформой Тшасковского. Вопрос уходит в цену. Не в буквальном, конечно, смысле.
Если сотрудничество Тшасковского с бывшими кандидатами в президенты сложится, то он к своим 30 процентам голосов может добавить что-то около 20 процентов, с небольшим запасом обходя Анджея Дуду, у которого, как считают польские эксперты, подобного ресурса ко второму туру нет. Они предрекают, что действующий президент, скорее, наберет меньшее количество голосов, чем в первом туре из-за банальной электоральной лени, чем превзойдет показанный в первом туре результат.
Нынешние выборы президента Польши знаменательны еще и тем, что не привлекли особого внимания международного сообщества, за исключением, возможно, России. Местные СМИ были довольно активны в освещении польского электорального процесса. С одной стороны это вроде и закономерно – соседняя страна, отличающаяся недружественной риторикой, являющаяся едва ли не главным союзником США в ЕС и в целом на европейском континенте. С другой – в ряде сюжетов, посвященных выборам в Польше, Анджей Дуда позиционировался как русофоб, тогда как его соперник Рафал Тшасковский если и не русофил, то сторонник улучшения отношений с Россией, как к тому призывает в последнее время Лех Валенса, в свое время пришедший к власти оседлав волну панамериканизма и русофобии.
Польские коллеги, к которым я обратился с вопросом, насколько Тшасковского можно считать политиком, лояльным к России, узнав о том, как его характеризовали некоторые российские СМИ, искренне удивились. С их слов сложилась картина, в которой между Дудой и Тшасковский в российском вопросе заметной разницы нет.
Анджей Дуда выдвинут партией власти «Закон и справедливость». Рафал Тшасковский – оппозиционной «Гражданской платформой». Но дело в том, что обе партии ярко выраженного правого толка, и конкуренция между ними давняя и острая. При определенной разнице в вопросах экономики или, скажем, традиционных ценностей и ультралиберальных тенденций, у них схожий, если не одинаковый подход к ряду других вопросов, и к российскому в том числе. В ходе нынешней избирательной кампании и Дуда, и Тшасковский в целом не очень много внимания уделили внешнеполитическим раскладам - они были далеко не главными, а России – почти ничего. Позиция Дуды, впрочем, известна и так – он считает Москву главной угрозой для Польши. Что же касается Тшасковского, то на вопрос журналистов о возможном улучшении отношений с Россией, он вовсе заявил, что не видит Россию «ответственным участником международных отношений» и «правильно, что ЕС и НАТО проводят жесткую и принципиальную политику в отношении России, потому что другого пути нет».