Избирательная кампания в Армении начинает обретать конкретные очертания: на первый план вышли премьер-министр Никол Пашинян и экс-президент Роберт Кочарян. Пока лидеры системной и внесистемной оппозиции осваивают привычную для себя предвыборную стратегию - главное не победа, а участие - реальные участники выборного процесса стремятся заручиться поддержкой Москвы, поскольку политическое влияние России в Армении значительно возросло после поражения во Второй Карабахской войне.
Оба кандидата избрали для себя наиболее доступные и логически выверенные стратегии. Пашинян анонсировал предстоящий визит в Москву, где на 7 апреля назначены переговоры между ним и презентом России Владимиром Путиным. Повестка встречи предельно прозрачна: соблюдение договоренностей по Карабаху и предстоящие внеочередные выборы в Армении. Для Пашиняна подобные личные встречи носят чрезвычайный характер, поскольку вопросы безопасности Армении в нынешних реалиях напрямую зависят от российского присутствия в регионе, а имидж армянского премьера уязвим, так как поддерживается исключительно благодаря его электоральной базе.
Роберт Кочарян не может позволить себе личную аудиенцию с Владимиром Путиным, хотя в начале и середине нулевых, отношения между ними отличались высоким уровнем доверия. Однако перед Кочаряном открыт безграничный простор освоения российского медиапространства: экс-президент дает интервью российским СМИ, а также становится гостем передач на федеральных телеканалах. В своих интервью он упрекает нынешнее руководство республики в недальновидности и политической ангажированности, всячески превознося период своего руководства.
И Кочарян, и Пашинян готовы находиться в тесном контакте с Москвой, однако разница заключается в пределах сотрудничества. Пашинян, подобно Кочаряну, готов поддерживать политические, экономические и инфраструктурные интересы России в регионе, а также соблюдать выполнение договоренностей по Карабаху, однако, в отличие Кочаряна, премьер допускает тесное сотрудничество в вопросах послевоенного миропорядка с западными партнерами Армении. Кочарян же настроен менее лояльно в отношении Запада и всецело ориентируется на Москву в качестве посредника в урегулировании послевоенных противоречий между Баку и Ереваном.
Но Кочарян не готов жертвовать приоритетами своего клана, в том числе если региональные интересы Москвы будут пересекаться с интересами лидеров фактически переставшей существовать непризнанной "НКР", Пашинян же не считает себя обязанным ни армянским военным, ни карабахскими сепаратистами. Пашинян сугубо гражданский человек, никоим образом не связанный с военными структурами Армении, и многие понимают, что разгром во Второй Карабахской войне стал результатом превосходства ВС Азербайджана.
Кочарян не готов отказываться от многолетней идеологии сепаратизма и реваншизма, по-прежнему считая Турцию и Азербайджан главной угрозой безопасности Армении, а внешняя политика Пашиняна постепенно продвигается к пересмотру устоявшихся взаимоотношений между Арменией, Турцией и Азербайджаном в пользу международной разрядки.
Пашинян готов приложить максимум усилий, чтобы стабилизировать внутриполитическую обстановку в республике, Кочарян же не может пообещать, что в отношении нынешнего премьера и его сторонников не будет организованна громкая политическая компания, которой под силу всколыхнуть всю Армению, в результате чего и без того напряженная ситуация в приграничных районах республики может стать взрывоопасной. Это может пагубно сказаться на реализации договоренностей по деблокаде границ и транспортных коридоров, в которых заинтересована Россия.
Москва стоит перед непростым выбором, поскольку с одной стороны выступает многолетний партнер и приверженец пророссийского вектора развития Армении, с другой стороны - чуждый по духу политик, но способный стать единственным гарантом выполнения договоренностей по Карабаху. Парадокс заключается в том, что пророссийской политик у власти в Армении в лице Кочаряна мало привлекает Москву.