Китай открывает свои рынки для экспортеров продуктов питания из Центральной Азии, начиная новый этап экономического взаимодействия с регионом, пишет Eurasianet в материале China gradually opens its markets to Central Asia. На протяжении десятилетий Китай был заинтересован в центральноазиатской нефти и газе, а также некоторых товарах, но не более. Теперь Пекин поощряет более широкий импорт.
Подписаны фитосанитарные соглашения, одобряющие растущий ассортимент продуктов питания Центральной Азии, помогающие компаниям получать экспортные лицензии и изучать тонкости китайской электронной торговли. Цель всех предпринятых шагов заключается в том, чтобы регион стал более экономически стабильным, китайским компаниям были предоставлены возможности, а политическое влияние Пекина усилено, причем в большей степени, чем с помощью долговых обязательств в обмен на инфраструктуру. Доступ к рынку, напрямую связанный с рабочими местами и иностранной валютой, представляет мощные рычаги воздействия: например, когда Пекин наказывает Корею и Австралию, он блокирует выход на свои рынки.
Правительства в Центральной Азии открыто заявляют о желании создать экспортные отрасли для обеспечения рабочих мест, особенно в сельском хозяйстве. Во время визита в Пекин в 2019 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил утроить продажи пшеницы в КНР и был восхищен существующими возможностями: ”Мы готовы экспортировать молочные продукты, птицу, говядину, баранину, свинину, муку, крупы, бобовые и масличные культуры на китайский рынок. Мы планируем увеличить производство и экспорт экологически чистых продуктов питания в Китай”. В сентябре прошлого года президент Узбекистана заявил, что планирует увеличить экспорт продовольствия в пять раз.
Стратегия Пекина преследует две цели. Китай предлагает доступ к 1,4 млрд потребителей, одновременно финансируя экспортно-ориентированные предприятия, заинтересованные в беспощадном китайском рынке.
Проект долгосрочный. По данным инвестиционного управления правительства Казахстана, сейчас строится пять мясоперерабатывающих заводов стоимостью $127 млн, в том числе проект стоимостью $26 млн в Алма-Атинской области с участием российского и китайского капитала. Официальные лица Казахстана регулярно говорят о потенциале своей страны в качестве глобального ”продовольственного центра”. В октябре министр торговли Бахыт Султанов сообщил, что его офис оцифровывает системы распределения, чтобы ”гарантировать, что вся иерархия сельскохозяйственных производителей была обеспечена продажами и доходами”. Министерство также намерено помогать 100 местным компаниям ежегодно выходить на зарубежные рынки.
С середины 2010-х Казахстан незначительно увеличил свой экспорт неуглеводородов/металлов после длительного спада, в то время как Узбекистан наращивал экспорт неуглеводородных/хлопковых продуктов. Но эти доходы остаются ничтожными по сравнению с ВВП - около $180 млрд Казахстане и $ 58 млрд в Узбекистане. Таджикистан и Киргизия не зарегистрировали заметного увеличения экспорта в Китай, что стало отражением их плохих экспортных показателей в целом.
Несмотря на относительно высокий уровень синофобии, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан стремятся привлечь китайских инвесторов. Особый случай представляет Киргизия. Местные китайские предприятия нередко становятся жертвами вымогательств и насилия. В феврале прошлого года проект промышленного, торгового и логистического центра в Ат-Баши стоимостью $280 млн был свернут после протестов: упущенный шанс диверсифицировать экономику, столь зависимую от денежных переводов из России.
Производители сталкиваются с двумя серьезными препятствиями.
Во-первых, китайский рынок - один из самых конкурентных в мире. У крупных экспортеров со всего мира есть серьезный бизнес в большинстве сегментов рынка. Пекин знает об этом и обучает экспортеров из Центральной Азии различным каналам доставки товаров в китайские магазины. Китайские деньги также помогают модернизировать методы производства в Центральной Азии. И, конечно, этим экспортерам не обязательно доминировать на китайском рынке. Небольшой сегмент для нескольких секторов может стать серьезной возможностью для региона.
Вторая проблема - логистика. Наземное и воздушное сообщение с крупными населенными пунктами на восточном побережье Китая не так развито и дешево, как морское и воздушное сообщение Китая с дальними странами. Правительства по обе стороны границы осознают проблему и стремятся ускорить трансграничную логистику. Но, судя по закрытому проекту в Ат-Баши, решить эту проблему не так просто.