Вестник Кавказа

Китай открывает рынки для Центральной Азии, несмотря на тамошнюю синофобию

Eurasianet
Китай открывает рынки для Центральной Азии, несмотря на тамошнюю синофобию

Китай открывает свои рынки для экспортеров продуктов питания из Центральной Азии, начиная новый этап экономического взаимодействия с регионом, пишет Eurasianet в материале China gradually opens its markets to Central Asia. На протяжении десятилетий Китай был заинтересован в центральноазиатской нефти и газе, а также некоторых товарах, но не более. Теперь Пекин поощряет более широкий импорт.

Подписаны фитосанитарные соглашения, одобряющие растущий ассортимент продуктов питания Центральной Азии, помогающие компаниям получать экспортные лицензии и изучать тонкости китайской электронной торговли. Цель всех предпринятых шагов заключается в том, чтобы регион стал более экономически стабильным, китайским компаниям были предоставлены возможности, а политическое влияние Пекина усилено, причем в большей степени, чем с помощью долговых обязательств в обмен на инфраструктуру. Доступ к рынку, напрямую связанный с рабочими местами и иностранной валютой, представляет мощные рычаги воздействия: например, когда Пекин наказывает Корею и Австралию, он блокирует выход на свои рынки.

Правительства в Центральной Азии открыто заявляют о желании создать экспортные отрасли для обеспечения рабочих мест, особенно в сельском хозяйстве. Во время визита в Пекин в 2019 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил утроить продажи пшеницы в КНР и был восхищен существующими возможностями: ”Мы готовы экспортировать молочные продукты, птицу, говядину, баранину, свинину, муку, крупы, бобовые и масличные культуры на китайский рынок. Мы планируем увеличить производство и экспорт экологически чистых продуктов питания в Китай”. В сентябре прошлого года президент Узбекистана заявил, что планирует увеличить экспорт продовольствия в пять раз.

Стратегия Пекина преследует две цели. Китай предлагает доступ к 1,4 млрд потребителей, одновременно финансируя экспортно-ориентированные предприятия, заинтересованные в беспощадном китайском рынке.

Проект долгосрочный. По данным инвестиционного управления правительства Казахстана, сейчас строится пять мясоперерабатывающих заводов стоимостью $127 млн, в том числе проект стоимостью $26 млн в Алма-Атинской области с участием российского и китайского капитала. Официальные лица Казахстана регулярно говорят о потенциале своей страны в качестве глобального ”продовольственного центра”. В октябре министр торговли Бахыт Султанов сообщил, что его офис оцифровывает системы распределения, чтобы ”гарантировать, что вся иерархия сельскохозяйственных производителей была обеспечена продажами и доходами”. Министерство также намерено помогать 100 местным компаниям ежегодно выходить на зарубежные рынки.

С середины 2010-х Казахстан незначительно увеличил свой экспорт неуглеводородов/металлов после длительного спада, в то время как Узбекистан наращивал экспорт неуглеводородных/хлопковых продуктов. Но эти доходы остаются ничтожными по сравнению с ВВП - около $180 млрд Казахстане и $ 58 млрд в Узбекистане. Таджикистан и Киргизия не зарегистрировали заметного увеличения экспорта в Китай, что стало отражением их плохих экспортных показателей в целом.

Несмотря на относительно высокий уровень синофобии, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан стремятся привлечь китайских инвесторов. Особый случай представляет Киргизия. Местные китайские предприятия нередко становятся жертвами вымогательств и насилия. В феврале прошлого года проект промышленного, торгового и логистического центра в Ат-Баши стоимостью $280 млн был свернут после протестов: упущенный шанс диверсифицировать экономику, столь зависимую от денежных переводов из России.

Производители сталкиваются с двумя серьезными препятствиями.

Во-первых, китайский рынок - один из самых конкурентных в мире. У крупных экспортеров со всего мира есть серьезный бизнес в большинстве сегментов рынка. Пекин знает об этом и обучает экспортеров из Центральной Азии различным каналам доставки товаров в китайские магазины. Китайские деньги также помогают модернизировать методы производства в Центральной Азии. И, конечно, этим экспортерам не обязательно доминировать на китайском рынке. Небольшой сегмент для нескольких секторов может стать серьезной возможностью для региона.

Вторая проблема - логистика. Наземное и воздушное сообщение с крупными населенными пунктами на восточном побережье Китая не так развито и дешево, как морское и воздушное сообщение Китая с дальними странами. Правительства по обе стороны границы осознают проблему и стремятся ускорить трансграничную логистику. Но, судя по закрытому проекту в Ат-Баши, решить эту проблему не так просто.

10450 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ