Незаконные поселения Армении на оккупированных территориях Азербайджана еще больше осложняют мирный процесс по Нагорному Карабаху, пишет старший советник Центра анализа международных отношений Азербайджана Васиф Гусейнов в статье Creating a new demographic situation in Nagorno-Karabakh is detrimental для Euractiv. Растущая нестабильность и опасная в своей непредсказуемости ситуация в конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов еще больше усугубляется растущим количеством провокаций с армянской стороны.
Армения начала атаковать подразделения азербайджанской армии на территориях за пределами оккупированного региона, о чем свидетельствуют столкновения, произошедшие в июле в Товузском районе Азербайджана. Через несколько недель после этой эскалации армянские националисты сделали еще один провокационный шаг, создав незаконные поселения на оккупированных территориях Нагорного Карабаха и за его пределами, которые признаны на международном уровне азербайджанскими землями. 5 августа, после взрыва в Бейруте, армянские СМИ сообщили о решении лидера незаконного режима в Нагорном Карабахе Араика Арутюняна принять от 100 до 150 семей ливанских армян. Как сообщается, к концу августа в регион прибыли две семьи, которым местными властями были предоставлены необходимые жилищные условия.
Армяне, живущие за границей, хорошо подходят для заселения, поскольку местные жители протестуют против предложений разрешить приток представителей других национальностей в их моноэтническое и националистическое общество, даже несмотря на то, что такая политика поддерживается правительством как возможное средство решения внутреннего демографического кризиса.
Иммиграция армян, проживающих в зарубежных странах, стала частью политики Армении по заселению оккупированных территорий с целью закрепления оккупации и нынешнего статуса в качестве свершившегося факта для будущих переговоров по региону. Бако Саакян, предшественник Арутюняна, определил расширение поселений на прилегающих территориях вокруг Нагорного Карабаха приоритетом на 2017-2020 годы. В 2018 году впервые были выделены средства ($800 000) из бюджета оккупационного режима для заселения и развития новых поселений в регионе.
Азербайджан давно говорит о том, что Армения нарушает международно признанные законы и нормы, в том числе Женевскую конвенцию 1949 года и Дополнительные протоколы к ней, строя поселения в Нагорном Карабахе и прилегающих регионах. По международному праву государство, захватившее территорию другого государства силой, не имеет права заселять ее своими гражданами. Опасения Баку были подтверждены миссиями ОБСЕ по сбору фактов в 2005 и 2010 годах и спутниковыми снимками населенных пунктов. Миссия ОБСЕ по сбору фактов на оккупированных территориях в период с 30 января по 5 февраля сообщила о наличии новых поселений на оккупированных территориях.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ, международного органа, осуществляющего посредническую миссию в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, подчеркнули, что ”такая политика свершившегося факта может серьезно осложнить мирный процесс”. Сопредседатели выступают ”против дальнейшего заселения оккупированных территорий Азербайджана” и ”призывают стороны не изменять демографическую структуру региона, что может затруднить будущие усилия по достижению урегулирования.”
Как и четыре резолюции (1993) Совета Безопасности ООН, требующие немедленного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, призыв Минской группы ОБСЕ к отказу от создания поселений не повлиял на процесс.
Минская группа в ходе другой миссии по сбору фактов с 7 по 12 октября 2010 года выявила тенденции, наносящие ущерб мирному процессу, включая новые незаконные поселения этнических армян. Обнаружив поселение численностью около 14 000 армян на семи оккупированных районах Азербайджана, посредники призвали армян ”избегать любых действий, которые могут нанести ущерб окончательному урегулированию или изменить характер региона”.
Азербайджан рассматривает строительство новых поселений на оккупированных территориях как ”еще одно свидетельство целенаправленных усилий по созданию новой демографической ситуации на местах и предотвращению возвращения азербайджанских перемещенных лиц в свои дома”. Министерство иностранных дел Азербайджана уверено, что Армения должна быть привлечена к ответственности за свою незаконную деятельность на оккупированных территориях, признаваемых таковыми многими международными организациями, в том числе Европейским судом по правам человека.
Постановление суда от 2015 года гласит, что Армения, контролирующая оккупированные регионы Азербайджана, несет за них ответственность в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека.
Тем не менее крупные государства и международные организации, которые обладают властью влиять на процесс и способствовать деоккупации азербайджанских территорий, по всей видимости, не хотят предпринимать никаких действий. При этом они критикуют и применяют меры, например, в отношении израильских поселений на палестинских территориях.
Такая непоследовательная международная политика и сохранение двойных стандартов не только угрожают международному миру и безопасности, но и в конечном счете легализуют незаконную деятельность и побуждают другие страны достигать своих незаконных целей с помощью силы и нарушения международного права и норм.
Поэтому важно, чтобы все государства и международные организации заняли твердую позицию в отношении поселений Армении на оккупированных территориях Азербайджана и потребовали от ее лидеров положить конец последовательной экспроприации территорий.