Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров направляется в Иран с рабочим визитом, сообщается на сайте МИД РФ.
Лавров прибудет в Тегеран по приглашению иранского коллеги Аббаса Аракчи.
Министры предметно обсудят двусторонние отношения, которые официально поднялись на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства после подписания в январе в российской столице нового базового межгосударственного договора.
"Особый упор в ходе переговоров планируется сделать на дальнейшем наращивании взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в контексте реализации ключевых совместных проектов в областях энергетики и транспорта"
– МИД России
Также стороны обменяются мнениями по таким вопросам, как ситуация в Сирии, Закавказье, Афганистане, Йемене, зоне Персидского залива, обсудят ближневосточное урегулирование, каспийскую проблематику и ситуацию вокруг СВПД.
Россия и ядерная сделка с Ираном
О том, каковы возможности России участвовать в организации новой ядерной сделки Ирана с США, в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Сажин.
"Россия, имея тесные связи с Ираном, все же не может каким-то образом давить на Тегеран – Исламская Республика в целом не приемлет никакого давления. Однако она может заинтересовать Иран тем или иными преимуществами, возникающими при заключении ядерной сделки. С Ираном довольно сложно работать в переговорном процессе, необходимо искать основания, которое могли бы заинтересовать его идти на компромиссы по иранской ядерной программе", - прежде всего сказал он.
"При этом у России есть понимание, что Иран не согласится уничтожать все то, что было сделано им за 6-7 лет, пока не действовал СВПД. Иран не вернется к обогащению урана в 3,67% с нынешних 60%. Иран не вернется к ограничению в 300 кг обогащенного урана, у него накоплены тонны. Иран не уничтожит центрифуги новых поколений, запрещавшиеся СВПД. Новая сделка, подразумевающая возврат к условиям сделки 2015 года, невозможна, нужно искать другие договоренности, учитывающие уровень развития ядерной программы в Иране", - подчеркнул Владимир Сажин.
"Я думаю, Россия могла бы предложить Ирану остановиться на обогащении урана в 60% и несколько уменьшить запасы обогащенного до 60% урана. Но даже по этим предложениям работа предстоит огромная, и вести диалог с иранской стороной тут должны не только политики и дипломаты, но и технические специалисты-ядерщики. У России такие возможности есть, ведь "Росатом" сейчас строит еще два блока Бушерской атомной станции и готовит иранских специалистов-ядерщиков, идут переговоры по строительству новой АЭС в Иране. В мирной иранской ядерной программе Россия задействована более 30 лет, и это можно использовать", - сообщил востоковед.
"Также надо сказать, что Москва не только имеет большее представление о состоянии ядерной инфраструктуры Ирана, чем другие государства, но и состоит в очень хороших отношениях с Тегераном. Россия способна убедить Иран пойти на какие-то компромиссы в предстоящих переговорах с США – а ведь речь сейчас идет в первую очередь об организации, пусть через посредников, двусторонних переговоров между Вашингтоном и Тегераном. Напомню, по СВПД сначала велся диалог США и Ирана, и только позже к нему подключились переговорщики в формате "5+1". Сейчас это должно повториться, только нужны изменения позиции Вашингтона и более компромиссный взгляд в Тегеране. Я думаю, это достижимо, и Россия в состоянии продвинуть новую ядерную сделку", - заключил Владимир Сажин.