По мере распространения коронавируса государства закрывают свои границы. Эта тенденция коснулась также России и стран Центральной Азией. COVID-19 ограничил мигрантам доступ к инфраструктуре общественного здравоохранения и сделал их более уязвимыми. The Diplomat в материале Coronavirus Exposes Central Asian Migrants’ Vulnerability пишет, что для мигрантов из Центральной Азии закрытие границ означает новый кризис.
Сотни рабочих из стран Центральной Азии оказались в разных аэропортах после того, как Россия и другие страны прекратили осуществлять регулярные рейсы в Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. В Оренбурге 157 граждан Киргизии оставались на границе на три дня. Другие мигранты потратили все свои сбережения на авиабилеты и были вынуждены жить в терминале в течение нескольких недель, пока правительства не решили проблему.
30 марта 300 граждан Узбекистана и Киргизии, которые не смогли вылететь из новосибирского аэропорта Толмачево, объявили голодовку. Рабочие-мигранты в Центральной Азии подвергаются серьезному риску заражения коронавирусом в многолюдных аэропортах, поскольку находятся в неблагоприятных условиях, не в состоянии самостоятельно изолироваться на карантин, у них ограничен доступ к медицинским услугам или вообще его нет.
В течение последних двух десятилетий Россия принимала мигрантов, чтобы заполнить растущий пробел собственной рабочей силы. Миграционный коридор, образованный между странами Центральной Азии и Россией, был одним из крупнейших в мире. Только в Москве работает около 3 миллионов мигрантов.
По данным Всемирного банка, в 2015 году Киргизия и Таджикистан занимали первое место среди всех стран по объему денежных переводов в процентном отношении к ВВП - 31% и 52% соответственно. Объемы переводов с тех пор упали, но по состоянию на 2019 год оба государства оставались в первой пятерке стран, получающих денежные переводы: около 29,7% и 29,6% соответственно для Таджикистана и Киргизии.
Кризис коронавируса привел к тому, что миллионы рабочих-мигрантов из Центральной Азии потеряли рабочие места в России. Денежные переводы резко упали, и многие мигранты застряли между границами, пытаясь добраться до дома. Некоторые не могут вносить ежемесячную плату за лицензию на работу или за необходимые документы и экзамены. В массе своей Центральной Азии занимаются низкооплачиваемой работой: трудятся на строительных площадках, подметают улицы и перевозят тяжелые грузы на городских рынках и в магазинах. Иной раз по 20 мигрантов ютится в одной квартире, что делает практически невозможными такие меры, как социальное дистанцирование, и подвергает эту группу населения гораздо большему риску передачи вируса.
Мобильность мигрантов еще больше усложняет меры по преодолению глобального кризиса в области здравоохранения в рамках. Они наиболее уязвимы для COVID-19 не только в России и по всему миру.