В Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR сообщили о скором начале поставок газа в Европу, в то время как Туркменистан только надеется выйти на европейский газовый рынок, пишет японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай" в статье Azerbaijan readies gas for EU as Central Asia energy hopes soar.
Остались считанные дни до начала коммерческих поставок азербайджанского газа по Трансадриатическому трубопроводу в Европу. Недавно введенный в эксплуатацию трубопровод вселяет надежду в богатые энергоресурсами Туркменистан, Казахстан и Узбекистан, что они смогут присоединиться к удовлетворению потребностей Европы в энергии.
Консорциум TAP, в который входят такие компании, как SOCAR, британская BP и итальянская Snam, инвестировал около $5 млрд в газотранспортную систему протяженностью 878 км. Наряду с европейскими банками в пакете финансирования также участвовали банки Японии, Южной Кореи и Китая на сумму 3,9 млрд евро ($4,8 млрд). TAP идет от греко-турецкой границы до приемного терминала на юге Италии.
Трубопровод является частью Южного газового коридора (ЮГК), который включает в себя три газопровода - Южно-Кавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический (TAP) - и проходит через территорию Азербайджана, Грузии, Турции, Греции, Албании и Италии. В целом, проект протяженностью 3500 км обошелся примерно в $40 млрд, включая разработку газового месторождения Шахдениз в Каспийском море. ЮГК становится альтернативным источником поставок газа в Европу. Первоначальная пропускная способность TAP составит 10 млрд кубометров газа в год с возможностью расширения до 20 млрд.
Еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Оливер Варгейи сказал 18 декабря: "Основываясь на важном прогрессе, достигнутом в этом году в завершении строительства Южного газового коридора, мы стремимся изучить его возможное продление до Западных Балкан".
Вице-президент SOCAR Эльшад Насиров отметил, что возможно еще больше увеличить мощность Южного газового коридора, построив дополнительные компрессорные станции. В будущем Азербайджан увеличит объемы поставок с газовых месторождений на Каспии, таких как "Абшерон", где компания планирует начать добычу газа с французской Total уже в следующем году, или блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ), переговоры по разработке которого ведутся Азербайджаном в том числе с японскими Itochu и Inpex.
Однако для того, чтобы полностью задействовать потенциал нового газового коридора, нужно, чтобы в нем участвовали представители других регионов, таких как страны Центральной Азии и Восточного Средиземноморья.
Переговоры о трубопроводе, который должен был связать Туркменистан и Азербайджан велись десятилетиями, но это было невозможным из-за юридических споров в Каспийском море. Наконец, в 2018 году лидеры прикаспийских стран подписали конвенцию о правовом статусе Каспия.
"Поскольку все пять прикаспийских государств наконец подписали конвенцию о правовом статусе Каспийского моря в 2018 году, не осталось никаких препятствий для строительства новых трубопроводов в Каспийском море, соединяющихся с этим новым коридором", - сказал Насиров. Он отметил, что после подписания конвенции для запуска проектов новых подводных трубопроводов будет достаточно отчета независимой экологической экспертизы.
"Такие прибрежные государства как Туркменистан и Казахстан, даже Узбекистан, ждали возможности для выхода на рынки. Следовательно, объемы газа из региона значительно увеличатся в ближайшие годы", - сказал Насиров, выразив надежду на дополнительные поступление газа на новый маршрут. "Туркменистан находится всего в 300 км от Азербайджана", - добавил Насиров.
Насиров также приветствовал возможные поставки с месторождений газа, обнаруженных на шельфах таких стран, как Египет, Израиль и Кипр, по новому южному коридору на европейские рынки через Турцию. Однако все страны, упомянутые Насировым, в настоящее время расходятся с Турцией из-за территориальных разногласий в Средиземном море.
Таким образом, Израиль, Кипр и Греция намерены построить трубопровод прямо в Европу, в обход Турции, что, по мнению Насирова, экономически нецелесообразно. "При нынешних ценах на газ и необходимом объеме инвестиций проект Восточносредиземноморского газопровода не выглядит целесообразным для конечных потребителей", - считает Насиров.
Ожидается, что Трансадриатический трубопровод будет способствовать диверсификации маршрутов поставок газа в Южную Европу и Балканы.