Вестник Кавказа

Противостояние США и Китая: ждать ли холодной войны?

Анатолийское агентство

Международная конкуренция обостряется до опасного уровня, поскольку в Китае отвергают призывы к соблюдению либерального международного порядка, пишет преподаватель кафедры политологии и международных отношений Университета Ибн Халдуна и научный сотрудник Турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований Али Аслан в статье для Анатолийского агентства.

Главным внешнеполитическим обещанием президента США Джо Байдена в ходе предвыборной кампании было возрождение либерального международного порядка. Байден уже вернул США в Парижское соглашение по климату, а также восстановил членство своей страны во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Совете ООН по правам человека. Баден также сделал несколько важных шагов по установлению более тесных отношений с азиатскими и европейскими союзниками. Однако это возрождение институционализма не ограничивается выполнением обязательств США перед азиатскими и европейскими союзниками, которые были нарушены во время президентства Трампа, или восстановлением связей страны с международными организациями. Оно также включает в себя интеграцию стран, способных конкурировать с США, особенно Китая, в либеральный институциональный порядок.

Байден пришел к власти, критикуя реалистическую стратегию Трампа, особенно в отношении Китая. Он пообещал снизить напряженность в отношении Китая (а также Ирана), усиленную администрацией Трампа, и найти невоенные способы урегулирования споров с этими странами. Однако натянутые отношения с Китаем показывают, что Байден будет следовать курсу Трампа, который он подверг резкой критике. Фактически, учитывая сделанные до сих пор заявления и шаги, можно сказать, что администрация Байдена будет проводить в отношении Китая еще более конфронтационную стратегию, чем администрация Трампа.

Примером этого стал саммит лидеров "Четырехстороннего диалога по безопасности" 12 марта, в который входят США, Индия, Австралия и Япония и который рассматривается некоторыми экспертами как "азиатское НАТО". Самой поразительной частью заявления, сделанного после саммита, было то, что эти четыре страны объединила "концепция свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона". Это концепция впервые появилась на саммите в октябре 2020 года, организованном Японией. Однако на этот раз лидеры выразились более решительно. Кроме того, в заключительном заявлении саммита прозвучало обещание бороться за региональный порядок, который будет "свободным, прозрачным, инклюзивным, здоровым, основан на демократических ценностях и не ограничен принуждением". Легко понять, что здесь пытаются запугать Китай.

"Четырехсторонний диалог" был возрожден в 2017 году во время президентства Трампа. Лидеры четырех стран встречались в общей сложности пять раз в период с 2017 по 2019 год. Совместные военные учения также проводились в рамках этого формата. Военные учения, первоначально проводившиеся между США и Индией, к 2020 году превратились в демонстрацию военной силы против Китая с участием всех четырех стран.

Между представителями МИД США и Китая, которые встретились на Аляске две недели назад, снова произошла словесная перепалка. Государственный секретарь США Энтони Блинкен выразил обеспокоенность нарушениями прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, антидемократической деятельностью в Гонконге и Тайване, кибератаками, нацеленными на США, и экономическим давлением на союзников США. Блинкен подчеркнул, что все это угрожает либеральному международному порядку. Представители МИД Китая ответили, что США больше не могут вести переговоры с Пекином с позиции силы. Весьма значимым было то, что в Пекине сравнивали встречи на Аляске с унизительным протоколом, подписанным в 1901 году между Китаем и Альянсом восьми стран, в который вошли и США. Это показало, как китайское население восприняло прогресс, достигнутый Китаем в международной политике, и как растущие материальные возможности повысили психологическую уверенность.

Кроме того, руководство Китая заявило, что США пытались препятствовать торговым отношениям Китая с третьими странами, искажая образ страны с помощью риторики национальной безопасности.

Миссионерский либерализм

Перерастут ли американо-китайские отношения в холодную войну? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что же заставило администрацию Байдена отказаться от либеральной институциональной стратегии в отношении Китая, обещанной перед выборами. Этому есть два возможных объяснения.

Первое - это лицемерие либерализма в международной политике. Либерализм, с одной стороны, имеет прагматистскую, мягкую и инклюзивную сторону, которая делает упор на международные институты и сотрудничество, а с другой - идеологическую, резкую и исключающую сторону, которая не брезгует формированием мира по своему собственному образу. Миссионерская точка зрения изображает политику как столкновение морально неравных политических субъектов, то есть столкновение между добром и злом. В этом отношении морализируется образ реалистических властных отношений и конфронтационной международной политики и переносится в экзистенциалистское измерение, закрывая двери плюрализму. Отношение США к Китаю (и всем другим государствам), а также их покровительственный, морализаторский и категоричный язык проистекают из либерализма, идеологии основания страны. Следовательно, по мере того как идеологическое измерение либерализма набирает силу, администрация Байдена дистанцируется от либеральной институциональной стратегии.

Второе - США не могут сдерживать Китай, интегрируя его в свой институциональный порядок. По мере того, как Китай становится сильнее, а руководство США подвергают сомнению, использование исключительного языка, связанного с либеральной идеологией, становится все более распространенным. Трамп понимал это и не проводил либеральную институциональную стратегию. Он выбрал реалистичную стратегию. Байден же во время своей избирательной кампании изобразил это как слабость и использовал против Трампа. Теперь газеты изобилуют критикой со стороны левых групп, а также интеллигенции - которых в американском контексте можно было бы назвать либералами - они возмущены невыполнением администрацией Байдена предвыборных обещаний.

Будущее лидирующей роли США

Но сможет ли администрация Байдена плавно поддерживать свою нынешнюю политику против Китая, сочетающую в себе реализм и либеральные идеологические стратегии? Сегодня мы видим, что некоторые государства Восточной и Юго-Восточной Азии пытаются уравновесить Китай, сдерживая его с помощью США. Об этом свидетельствует возрождение "Четырехстороннего диалога" и попытки превратить его в более серьезную платформу. Однако мы также видим, что европейские страны не всегда положительно реагируют на призывы США укреплять союзнические отношения. С одной стороны, в Европе набирает силу мнение о том, что совместные действия с Китаем создадут больше экономических возможностей, а с другой, что сближение с США неизбежно приведет к более конфронтационным отношениям с Россией.

Учитывая зависимость Европы от России, особенно в отношении природного газа, призывы США к укреплению своего альянса не встречают активной реакции. Фактическим решающим фактором является то, что ослабление мощи США признается европейскими государствами, которые думают, что в ближайшем будущем к власти в США придут политики, подобные администрации Трампа, которые с большей вероятностью оставят Европу в покое. В этом случае понятно, почему европейские государства не хотят занимать четкую позицию в американо-китайском конфликте. Это также заставляет другие государства придерживаться более осторожного курса в своих отношениях с США, поскольку биполярная международная система предоставит им больше преимуществ и свободы. Словом, еще рано говорить о начале новой холодной войны.

10235 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ