В соответствии с 25-летним соглашением Пекин и Тегеран собираются расширить военное сотрудничество, включая разработку оружия и обмен информацией. Китай также получит скидку на нефть, пишет Times of Israel в материале China ‘strategic accord’ could give Iran a $400 billion boost, up military ties. Переговоры между Ираном и Китаем о заключении 25-летней стратегической сделки, по-видимому, завершились, и в воскресенье The New York Times опубликовала выдержки из 18-страничного соглашения, озаглавленного ”Окончательная версия”, в рамках которого Пекин инвестирует в республику $400 млрд в течение следующих 25 лет в обмен на нефть со скидкой.
В документе, датированном июнем 2020 года, но пока не одобренном парламентом Ирана, подробно описывается, как Пекин будет получать иранскую нефть по гораздо более низкой цене в течение следующей четверти века в обмен на расширение экономического участия в различных секторах, включая банковское дело и инфраструктуру - телекоммуникации и транспорт.
Иранцы смогут получить доступ к глобальной системе позиционирования Китая и помощь в развертывании сети 5G.
Китай стал главным торговым партнером Ирана.
Тегеран сильно пострадал от американских санкций, введенных после выхода Вашингтона из ядерной сделки в мае 2018 года. В результате американских санкций резко сократился экспорт иранской нефти, торговые объемы также значительно упали.
По словам источников, осведомленных о сделке, соглашение может принести Ирану до $400 млрд в виде китайских инвестиций в течение следующей четверти века, передает The New York Times.
Сделка также будет охватывать военное сотрудничество, включая разработку оружия, совместную подготовку кадров и обмен разведданными, для уравновешивания ”несбалансированной борьбы с терроризмом, торговлей наркотиками и людьми и трансграничными преступлениями”.
И у Тегерана, и у Пекина в настоящее время натянутые отношения с Вашингтоном: у Ирана из-за его ядерной программы, а у Китая из-за продолжающихся торговых споров с администрацией Трампа. США обвинили Китай в краже интеллектуальной собственности и в принуждении американских компаний, работающих в КНР, передавать технологии.
В соглашении говорится, что Иран и Китай как ”древнейшие азиатские культуры, партнеры в сфере торговли, экономики, политики, культуры и безопасности со схожим мировоззрением и многими взаимными двусторонними и многосторонними интересами будут рассматривать друг друга в качестве стратегических партнеров”.
В воскресенье старший помощник президента Ирана Хасана Рухани заявил, что соглашение может быть подписано уже в марте следующего года, сообщило радио Farda. Со стороны Ирана чувствуется некоторое сопротивление в отношении сделки. В прошлый понедельник министр иностранных дел Ирана Мухаммед Джавад Зариф сказал законодателям, что их страна ведет переговоры с китайцами и условия будут объявлены после заключения сделки. Во время сессии Зариф был раскритикован законодателями, в основном из-за его ключевой роли в переговорах по ядерному соглашению 2015 года с мировыми державами, от которого США в одностороннем порядке отказались в 2018 году перед тем, как ввести жесткие санкции.
Зариф впервые выступал в парламенте, возобновившем работу в конце мая после выборов, победу в которых одержали ультраконсерваторы. Он настаивает, что в предполагаемой сделке с Китаем ”нет ничего тайного”. Страна будет проинформирована ”когда будет заключено соглашение”, сказал он, добавив, что о соответствующем намерении было объявлено в январе 2016 года, когда лидер Китая Си Цзиньпин посетил Тегеран.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи публично поддержал стратегическое двустороннее партнерство с Китаем. Запланированная сделка стала предметом горячих споров в иранских социальных сетях после того, как экс-президент Махмуд Ахмадинежад в прошлом месяце осудил ведущиеся переговоры с Пекином.