На днях президент США Джо Байден выступил со своей первой с момента инаугурации речью, посвященной внешней политике. В 20-минутном выступлении перед сотрудниками Госдепартамента США не было никаких неожиданных заявлений или шагов. В течение по крайней мере последних трех месяцев представителей его администрации поднимали похожие темы.
Основные аспекты политического курса более-менее ясны, пишет глава вашингтонского офиса турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Кылыч Бугра Канат в турецкой "Сабах". Однако отсутствует ясность в отношении того, что необходимо сделать для достижения поставленных целей, и возникает множество вопросов об устойчивости усилий по достижению этих целей в разгар сразу нескольких внутренних кризисов в США, включая пандемию коронавируса, экономический кризис, протесты против расовой дискриминации и прогрессирующий "трампизм".
Во-первых, администрации Байдена нравится концепция "Америка вернулась", которая, однако, может не соответствовать новой динамике мировых процессов. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель отметил, что мир уже не тот, что был, и страны тоже. Таким образом, когда Америка "вернется", ей необходимо обратить внимание на изменения и адаптироваться к меняющейся расстановке сил, продолжающимся кризисам и возникающим ожиданиям.
С другой стороны, до сих пор неизвестно, о возвращении какой Америки идет речь. Какую Америку подразумевает Байден? Америку, которая сыграла весомую роль в создании большинства международных организаций после Второй мировой войны? Или ту Америку, которая после холодной войны выдвинула на первый план "новый мировой порядок", но не смогла его установить? Или же Америку после войны в Ираке, которая не смогла оправдать "надежд"? Или совершенно новую Америку - ответственного участника международной системы? Как долго продержится эта Америка? Будут ли изменения во внешней политике США, запланированные администрацией Байдена, устойчивыми?
Мало известно от том, чего США ожидают от союзников. В своей речи Байден несколько раз упомянул, что США будут работать с союзниками и партнерами по всему миру. Однако среди них наблюдается значительный подрыв доверия к США. Ответственность за это лежит не на бывшем президенте США Дональде Трампе. Еще до президентства Трампа администрация Барака Обамы способствовала ухудшению отношений между США и их союзниками. Теперь США должны принять меры по укреплению доверия, чтобы восстановить свой авторитет в их глазах.
В США должны понимать, что отношения между альянсами - не улица с односторонним движением. Американской дипломатии, так ценимой Байденом, необходимо признать, что США следует разработать эффективные механизмы для разрешения споров и разногласий с партнерами. В ближайшие годы США столкнутся с внешнеполитическими разногласиями и расхождениями с союзниками в различных критических кризисных областях. Администрации Байдена необходимо разработать механизмы урегулирования этих разногласий дипломатическим путем. Угроза союзникам санкциями и использование выражений, противоречащих духу альянса, не решит проблем.
Понятия и слова, которые Байден использовал в своей недавней речи, звучат многообещающе для новой внешней политики США; однако недостаточно лишь озвучить их. Также важно понять ожидания других стран и показать, что США осознают меняющиеся реалии и будут адаптироваться к этим изменениям.