Существенное падение поставок российского газа в Турцию и выход Катара на второе место среди газовых партнеров Анкары является следствием резкого падения цен на голубое топливо, в условиях которого поставщики избрали разные тактики поведения на турецком рынке углеводородов. Об этом в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" рассказали эксперты по энергетике, объясняя причины сокращения газового сотрудничества России и Турции.
Напомним, что в сравнении с маем прошлого года, несмотря на запуск "Турецкого потока", Россия сократила поставки газа в Турцию в этом мае на 62%, до 340 млн кубометров, а в сравнении с апрелем – на 30%. Майские поставки сжиженного природного газа из Катара, напротив, в годовом выражении выросли на 300%, до 520 млн кубометров, в сравнении с апрелем – на 100%. В итоге доля катарского газа на рынке Турции в мае составила 19,5%, доля российского – 12,7%.
Как отметил старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, в мае катарский газ для Турции оказался заметно дешевле российского, поэтому Анкара и предпочла запастись удобным для хранения СПГ из Катара. "Так сложилась ситуация, что импортерам стало выгодно покупать сжиженный газ: избыток его на рынке велик, он резко подешевел. Турция, у которой есть возможность принимать сжиженный газ, постарался максимально воспользоваться положением дел и сделать запасы газа на зиму. Вряд ли это продлится вечно, но до октября-ноября СПГ может оставаться более выгодным, чем трубопроводный газ", - сказал он.
При этом "Газпром" может и не отреагировать на эту ситуацию, рассчитывая, что в долгосрочной перспективе его цены окажутся ниже катарских и без дополнительных скидок. "Возможно, "Газпром" сейчас спокойно смотрит на то, как его вытесняют на том или ином рынке дешевым СПГ, так как ожидает, что в дальнейшем трубопроводный газ все равно окажется дешевле. Существуют формулы ценообразования, которые "Газпром", видимо, не хочет менять из-за конъюнктуры, потому что надеется, что через какое-то время баланс газа вернется к обычным параметрам и избыток СПГ с рынка уйдет. Соответственно, компании может быть выгодно сейчас просто переждать это неблагоприятное время, чтобы затем восстановить объемы поставок в Турцию без снижения цен", - пояснил Алексей Кокин.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев также указал на намерение "Газпрома" сохранить классическую схему ценообразования для турецких покупателей. "Обвальное снижение поставок российского газа в Турцию происходит уже три года в связи с тем, что именно в контрактах с турецкими компаниями сохраняется привязка цены на газ к цене нефтепродуктов в Европе – а они до сих пор выше, чем цены на спотовом рынке газа. С потребителями в Восточной и Западной Европе "Газпром" перешел преимущественно на привязку к спотовым ценам на газовых хабах, но в Турции было решено оставить старую система ценообразования", - сообщил экперт.
"В итоге "Газпром" вынужден расплачиваться за это обвальным снижением спроса, поскольку катарский газ стал объективно дешевле и начал выдерживать рыночную конкуренцию. Тут надо отметить, что, если бы "Газпром" боролся за спрос в Турции, он стал бы снижать цены в предыдущие годы – этого не делается уже три года, и поставки постоянно снижаются. Кстати, в этом году ситуация даже не столь драматичная с точки зрения абсолютного снижения, как в 2018-2019 годах. И тут сложно определить, какой логикой руководствуется "Газпром" в отношениях с турецкими покупателями", - заключил Алексей Белогорьев.