Вестник Кавказа

Россия застрахует нефть "по-мексикански"?

Россия застрахует нефть "по-мексикански"?

Президент России отдал правительству распоряжение проработать идею хеджирования ценовых рисков для нефтегазовых доходов по аналогии с используемым Мексикой механизмом покупки пут-опционов. Об этом заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

По словам Пескова, соответствующий вопрос уже рассматривается профильными ведомствами.

"Действительно, в соответствующих ведомствах обсуждаются различные механизмы хеджирования, использования этой практики, которую некоторые страны применяют. Этот вопрос действительно рассматривается и действительно президент дал поручение проработать эту возможность", - сообщил он.

При этом он уточнил, что механизм хеджирования не следует путать с бюджетным правилом, поскольку это "разные ипостаси", пишет РБК.

Ранее СМИ со ссылкой на источники сообщили, что российское правительство по поручению президента прорабатывает идею "мексиканской страховки" — покупку нефтяных пут-опционов, по замыслу авторов инициативы, правительство может осуществлять за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), куда поступают доходы бюджета от превышения ценами на нефть уровня $42,4 за баррель (цена отсечения по бюджетному правилу на 2020 год). 

Мексиканское правительство для страховки от колебаний цен на нефть покупает пут-опционы на нефть, которые дают право через некоторое время продать нефть по зафиксированной цене. В 2020 году такая цена составляет $49 за баррель мексиканского сорта Maya. На практике физическая нефть не продается: если фактические цены на нефть опускаются ниже той, что зафиксирована в финансовых контрактах, Мексика получает прибыль от разницы между этими ценами. Если нефть на рынке все время торгуется выше захеджированной цены, Мексика несет убытки в виде расходов на покупку пут-опционов.

При этом источники агентства Bloomberg сообщают, что Минфин России выступает против такой программы хеджирования. В финансовом ведомстве отмечают, что в РФ уже действует бюджетное правило для защиты от колебаний мировых цен на энергоносители. По нему доходы от продажи нефти выше цены отсечения направляются в ФНБ, а при снижении цен на нефть накопленные резервы фонда покрывают дефицит госбюджета.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, мексиканский опыт невозможно просто перенести на российскую почву. "Не надо забывать, что мексиканский пут-опцион имеет одну особенность: мексиканская нефтегазовая компания Pemex на 100% принадлежит государству, то есть в этой ситуации невозможно различить компанию и государство, так что бюджетные и корпоративные вопросы сливаются, по сути, в одно. У нас в России, хотя нефтегазовый сектор и контролируется в значительно степени государством, но имеет частных акционеров. Соответственно, сейчас это вопрос скорее в области бюджетной политики, а не нефтяной отрасли, и тут надо будет смотреть, на что, в конечном счете, согласится Минфин", - указал он.

Кроме того, у нефтяных компаний в России есть другие способы защиты от падения цен. "Они защищены в какой-то степени самой налоговой системой: формула нашего налога на добычу полезных ископаемых в части нефти приводит к тому, что его значение приближается к нулю при падении цены до $15. Экспортные пошлины при таком уровне цен тоже обнуляются. Такой налоговый механизм дает нашим нефтяным компаниям пусть и не полную, но все же защиту от падения цен на самые низкие уровни. Но тут надо подчеркнуть, что российский бюджет, можно сказать, находится на другой стороне этого уравнения, поскольку начинает получать мало налогов, соответственно, у государства есть причины искать способы как-либо гарантировать наполнение бюджета помимо бюджетного правила", - обратил внимание Алексей Кокин.

10575 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ