Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что экономическая активность в стране уже достигла уровня 79% от докризисного.
"С 12 мая, когда регионы перешли к постепенному снятию ограничений, стали появляться признаки оживления. На сегодняшний момент мы достигли уровня в 79% от докризисного. Уровня экономической активности", - сказал министр в ходе выступления в Государственной думе.
Также он сообщил, что прогноз по росту ВВП РФ в 2021 году будет скорректирован на 2,8% с учетом мер, заложенных в плане восстановления экономики России. Поддержка экономики обойдется бюджету почти в 3,3 трлн рублей, пишет ТАСС.
В список пострадавших вошли 42 отрасли, в которых занято более 6 млн человек. За счет расширения списка пострадавших отраслей удалось распространить меры поддержки на 1,4 млн работников малого и среднего бизнеса.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований проблем предпринимательства Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Степан Земцов, для возвращения российской экономики к докризисному уровню понадобится не менее двух лет.
«Ситуация довольно сложная, поскольку доходы населения могут существенно сократиться по результатам кризиса – на 5-10%, по разным оценкам. Население уже сократило потребление, оставив только траты на питание, ЖКХ и предметы первой необходимости, а дополнительные услуги – сфера развлечений, бытовые услуги, ряд позиций в торговле – перестали пользоваться спросом. Конечно, это ударило по малому и среднему бизнесу, который в этих сферах, в основном, и занят. Поскольку нельзя сказать, что доходы населения быстро восстановятся, стоит ожидать, что низкое потребление станет долговременным ограничением для восстановления экономики», - пояснил он.
«Безусловно, далеко не весь малый и средний бизнес сможет восстановиться после кризиса. Причем речь не только о режиме самоизоляции и карантинных мерах, так как это краткосрочное явление – речь о масштабном экономическом кризисе, который, возможно, продлится не один год. В этих условиях вероятно снижение числа малых и средних предприятий, особенно в наименее развитых регионах. К примеру, в Крыму более 50% занятости – это предпринимательский сектор (включая самозанятых), причем большая часть занята в туризме, сфере развлечений, торговле, но население, мягко говоря, не спешит покупать туристические путевки, так как и денег нет, и боятся второй волны пандемии. Нет туристов – нет работы, предприятия вынуждены закрываться, что может повлечь за собой большую безработицу», - добавил Степан Земцов.
Эксперт напомнил, что малый и средний бизнес в России дает примерно 20-22% ВВП. «В секторе малого и среднего предпринимательства занято от 27% занятости по официальным оценкам до 35%, если включать неформально занятых. Таким образом, роль малого и среднего бизнеса существенна – более трети всех рабочих мест. Причем это только общие показатели, а, к примеру, на Северном Кавказе есть регионы, где заняты в предпринимательском секторе более 50%, как и в Крыму. Это очень серьезно, и именно эти малые и средние предприятия ощутят на себе удар долговременного кризиса сильнее других», - заключил ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС.