Грузия подрывает отношения с США из-за того, что хочет принять закон "О прозрачности иностранного влияния". С таким заявлением выступило дипломатическое представительство США в Грузии.
По мнению американских дипломатов, республика ступила на опасную дорогу.
"Заявления, которые неверно представляют зарубежную поддержку в Грузии, с помощью которой мы 31 год обеспечиваем способность Грузии укреплять экономику и демократию, существенно подрывают те прочные отношения, которые у нас сформировались с правительством и народом Грузии"
– посольство США в Грузии
Как заявляют представители американской дипломатии, законопроект является антизападным и его принятие помешает вступлению Грузии в ЕС и НАТО.
Ранее сообщалось, что законопроект об иноагентах был принят парламентом республики во втором чтении в среду.
Против принятия закона выступила президент республики Саломе Зурабишвили, оппозиционные силы и представители западных властей. По их мнению, законопроект помешает вступлению Грузии в Евросоюз.
Кроме этого, на фоне попытки принять закон, в столице Грузии происходят массовые акции протеста. Накануне ночью протестующие граждане повредили здание парламента и нанесли урон его инфраструктуре.
В прошлом году власти Грузии уже пытались принять законопроект об иноагентах, но были вынуждены отказаться от этой идеи из-за волны уличных беспорядков, которые устраивали противники правового акта.
Почему США против закона об иноагентах?
Как отметил старший аналитик "Вестника Кавказа" Андрей Петров, предупреждение Госдепартамента США, переданное через американское посольство в Тбилиси, показывает, насколько Запад не желает раскрытия своей политической активности в Грузии.
"Мягчайший грузинский закон об иностранном влиянии не будет требовать большего, чем регистрация НПО и СМИ с не менее чем 20% зарубежного финансирования. Никаких препятствий их работе государство не создает, никаких запретов для их сотрудников не предусмотрено. Нет даже требования об обязательной маркировке иноагента при его упоминании, как это делается в России. Будет открытый реестр с получающими деньги из-за рубежа околополитическими организациями, но не более того. Несоответствие между мягкостью формулировок законопроекта и жесткостью реакции на него на Западе позволяет сделать несколько выводов", - прежде всего сказал он.
"Во-первых, закон об иностранном влиянии может выявить, насколько большую долю НПО и оппозиционных СМИ в Грузии составляют иноагенты – если эта доля окажется подавляющей, грубо говоря, 90%, у подобного открытия будут вполне понятные политические последствия. С одной стороны, граждане увидят, что никакой собственной оппозиции в Грузии, по сути, нет, поскольку противостоящие "Грузинской мечте" политические группировки оплачиваются из кармана США и Евросоюза – а значит, выполняют внешнюю волю и не могут претендовать на голоса грузинских избирателей. С другой стороны, власти предъявят западным партнерам очевидную проблему: Вашингтон и Брюссель, рассказывая о желании сотрудничества с Тбилиси, финансируют антигосударственную активность – активность против демократически избранной "Грузинской мечты" и в поддержку проигрывающей каждые выборы 12 лет подряд партии Михаила Саакашвили", - обратил внимание Андрей Петров.
"Во-вторых, западные государства окончательно проводят черту между собой и всем остальным миром. "Демократия" в их понимании – это "все, что выгодно США и Евросоюзу", а не "власть народа". В применении к их внешнеполитическому курсу стоит говорить скорее о "дисикратии" ("власть Запада"), чем о поддержке демократических процессов в незападных странах. Поэтому закон об иностранном влиянии в Грузии Вашингтон и Брюссель считали бы правильным ("дисикратичным") только в том случае, если бы он требовал регистрации НПО и СМИ, получающих иностранное финансирование откуда угодно, кроме США и ЕС. Но поскольку грузинским властям нужно прежде всего обнажить масштабы скрытого вмешательства Запада во внутренние дела Грузии – перед избирателями на фоне грядущих парламентских выборов и перед самими западными партнерами – они и получают настолько жесткий отпор и поток угроз из Госдепа и Еврокомиссии", - заключил старший аналитик "Вестника Кавказа".