Вестник Кавказа

Ингушские башни - вершина средневекового архитектурного мастерства

Ингушские башни - вершина средневекового архитектурного мастерства

Ингуши - один из древнейших народов Кавказа, который хранит многовековую историю. Самоназвание ингушей - "г1алг1ай" от слова "г1ал" - башня, означает "жители башен". Поэтому считается, что этнокультурный след ингушей уходит в далекое прошлое, вплоть до эпохи новокаменного века. Старинные башенные комплексы разбросаны по всей Ингушетии. Они включают в себя три типа башен: боевые, полубоевые, жилые. Внутри башенных комплексов также могут располагаться и другие объекты древнего ингушского зодчества – святилища и склепы.

Как говорят исследователи в области культуры и искусствоведения, ингушские боевые башни "воув" - вершина архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом.

"Скажи мне, какая у твоей семьи башня, и я скажу, достоин ли ты моей дочери!", - рассуждал в былые времена глава любой ингушской семьи.

Прочность и архитектурное совершенство постройки говорили о сплоченности и мощи рода (тейпа), а, значит, гарантировали молодым долгую и счастливую жизнь.

Строительство именно боевых башен пришлось на пик расцвета древнего ингушского зодчества. Всего построено 89 боевых башен двух видов - с пирамидальными крышами и с плоскими.

Главное отличие боевых башен от полубоевых и жилых в их конструкции. Боевые строения гораздо уже и выше, а вход в башню располагался на втором этаже, что не позволяло врагам использовать таран.

Мастерам-строителям разрешалось возводить башни и за пределами Ингушетии, но только полубоевые и жилые. Запрет на строительство боевых башен был вполне оправдан: он не позволял утратить архитектурную "монополию" Ингушетии как единственной земли, в которой умели возводить классические боевые башни.

Боевые, полубоевые и жилые башни не только считаются уникальными памятниками архитектуры, но и хранят память о происхождении ингушских тейпов (родов).

Также вблизи башенных поселений находятся древние солнечные могильники (малх каш) - подземные, полуподземные и наземные склепы, в которых находят оружие, украшения, предметы быта XII–XVIII веков. Один такой могильник мог вместить от 2 до 190 человек.

Родовые башни - материальный атрибут ингушского рода. У больших знатных тейпов было порой по нескольку башен. Так, в конце XIX века Эгиевы, Таргимхоевы и Хамхоевы в прошении наместнику Кавказа в качестве доказательства своей знатности и вытекающего из этого права обладания обширными землями предъявляли то, что их предками были построены на этих участках 15 башен под названием Кхя-Кале, т.е. трехбашенные.

Старинная ингушская пословица гласит: "Холод тому, кто далеко от башни отходит, тепло тому, кто у башни сидит".

По свидетельству исследователей, ингушские башни - самые высокие, они достигали в высоту 25–26 метров (такими были пятиэтажные башни), а иногда и 30 метров (шестиэтажные башни).

Историки предполагают, что в их строительстве отразилось стремление ингушей быть ближе к небу и вполне понятное желание защититься от посягательств завоевателей. Башни напоминают культ камня, который был развит настолько, что даже гостю считалось обязательным принести в дар камень.

Возведение боевой или жилой постройки шло торжественно: перед началом строительства приносили в жертву животного, а затем его кровью обагряли первые ряды камней. Завершить работы за год было делом чести – иначе род считали угасающим.

Позднесредневековой замковый комплекс "Вовнушки" — один из самых ярких и экзотических башенных комплексов Ингушетии. Само название "Вовнушки" (правильно произносится "Воувнушке" с ударением на первый слог) в переводе с ингушского языка означает "место боевых башен".

Хотя прошло уже несколько веков, ученых даже сегодня поражает техника строительства комплекса. Две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. При строительстве применена вполне распространенная технология того времени. На предполагаемое место строительства, прямо на землю лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко не переставало впитываться. После этого ставили первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции. Также перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва.

Историки не могут назвать точное время создания этого замка. Но в одном сходятся все исследователи - когда строился замок, на территории Ингушетии жили христиане. Ислам стал распространяться среди местного населения только лишь в XVIII веке и еще не успел наложить отпечаток на внешний вид местных построек.

Столь же естественным для ингушей, было создание фамильных склепов. "Человеку при жизни нужна башня, а после смерти склеп", - гласит ингушская пословица.

Расположенные рядом, строения наталкивали горцев на философский строй мыслей.

Горная Ингушетия бережно хранит память о культурном наследии язычества и христианства. Предки ингушей свято верили в то, что если при жизни человеку нужна была башня, то после его отхода в мир иной — склеп.

Поэтому в любом ингушском поселении был "город мертвых" с могильниками, расположенными невдалеке от жилых башен. Своей формой склепы напоминают небольшие дома с крышами пирамидальной формы. Склепы считались фамильными строениями, поэтому у любого местного рода есть собственные родовые башни и родовое кладбище.

Сегодня эти постройки, рассыпанные по всей республике, стали символом Ингушетии.

24520 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября