Несмотря на провокационные высказывания некоторых горе-политологов, в конфликте вокруг Нагорного Карабаха нет ни религиозной, ни этнической составляющей; в основе конфликта лежат исключительно территориальные претензии Армении к Азербайджану. Вводя в заблуждение мировое сообщество, армянские сепаратисты постоянно манипулируют понятиями "миацум" и "самоопределение народа Карабаха", которые в корне различаются. Если "миацум" предполагает объединение Нагорного Карабаха с республикой Армения, то "самоопределение народа Карабаха" - это предоставление ему независимости.
Существует равнинная часть Карабаха, населенная и исключительно азербайджанцами, и нагорная часть, которая в результате переселенческой политики царизма стала местом проживания и азербайджанцев, и армян. В таком случае, о каком "миацуме" и "самоопределении" можно вообще говорить? В то же время если говорить о "самоопределение армян Нагорного Карабаха", то возникает вопрос, где, когда и сколько раз может самоопределяется народ? Насколько известно, армяне уже самоопределились, создав Республику Армения.
Для развенчания мифа о принадлежности Нагорного Карабаха Армении достаточно обратиться к истории образования Нагорно-Карабахской Автономной области в составе Азербайджанской ССР. 97 лет назад, 7 июля 1923 года, была образована Автономная область Нагорного Карабаха. Это событие имело печальные последствия для азербайджанского народа. О принадлежности Карабаха Азербайджану свидетельствует телеграмма Анастаса Микояна, отправленная 22 мая 1919 года Владимиру Ленину: "Карабах никогда не был армянским". В ней говорится, что Карабах всегда находился в составе Азербайджана и даже тогдашнее армянское население региона это признавало. В телеграмме сказано: "Дашнаки - агенты армянского правительства - добиваются присоединения Карабаха к Армении. Но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни в Баку и связаться с Эриванью, с которой никогда и ничем не были связаны. Армянское крестьянство на V съезде решило признать и примкнуть тоже к Советскому Азербайджану".
После падения АДР началась стадия открытой агрессии Армянской Республики теперь уже против Советского Азербайджана: армянские войска возобновили регулярные нападения на Карабах, Зангезур и Нахчыван. Позиции Азербайджана в этот период были ослаблены, во-первых, ликвидацией институтов национальной государственности, включая Национальную армию, а во-вторых, заигрыванием РСФСР с дашнакским правительством Армении.
Советская Россия непосредственно по проблеме Нагорного Карабаха то склонялось к решению конфликта в пользу Азербайджана, исходя из соображений защиты советской республики от дашнакской агрессии, то закрывала глаза на последнюю, рассматривая Армению как фактор, сдерживающий тюркское влияние на фоне усиливающегося национально-освободительного движения турецкого народа под руководством Мустафы Кемаля-паши.
Правительство Советской России преследовало в регионе конкретную цель - завершение советизации Южного Кавказа. После провозглашения советской власти главной площадкой, на которой решалась судьба принадлежности Нагорного Карабаха, стало Кавказское бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков).
Вопрос о Нагорном Карабахе был рассмотрен и на Политическом и Организационном бюро ЦК АКП (б) 27 июня 1921 года. Политическое и Организационное бюро ЦК АКП(б) не согласилось с предложением представителя Советской Армении Александра Бекзадяна и отметило, что этот вопрос должен быть решен с учетом "безусловного экономического тяготения Нагорного Карабаха к Азербайджану". Левон Мирзоян подчеркивал: "Нет карабахского вопроса в чистом виде. Армянский крестьянин говорит, что он без тесной связи с Баку и Агдамом жить не может и что ему нужно только обезопасить дорогу в низменную часть и дать возможность культурно развиваться".
Учитывая разногласия в решении вопроса о Нагорном Карабахе, Пленум Кавбюро ЦК РКП (б) 5 июля 1921 года при участии члена ЦК РКП (б) И. В. Сталина и членов Кавбюро Г.К. Орджоникидзе, Ф. И, Махарадзе, С. М. Кирова, Н. Н. Нариманова, А. Ф. Мясникова, А.Назаретяна, М. Орахелашвили, Ю. П. Фигатнера рассмотрел этот вопрос. В принятом решении указывалось: "Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, — Нагорный Карабах ОСТАВИТЬ в пределах АССР (Азербайджанской ССР. — И.Г.), предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в Шуше, входящим в состав автономной области". Именно оставить, а не передать.
В связи с этим на заседании Президиума ЦК АКП(б) ЦИК, состоявшемся 1 июля 1923 года, было предложено декретизировать автономию Нагорного Карабаха с центром в Ханкенди. Согласно решению Президиума, в декрете должно было быть указано, что все вопросы (в том числе касающиеся границ), связанные с Нагорным Карабахом, будут определены особой комиссией. 4 июля предложения комиссии были утверждены на заседании Президиума ЦИК; в первом параграфе решения указывалось: "В Нагорной части Карабаха с центром в Ханкенди создать автономную Карабахскую область".
После трех лет подготовительных работ, 7 июля 1923 года, ЦИК Азербайджана наконец-то издал декрет об образовании Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской республики. Во исполнение этой задачи Азербайджанский Центральный исполнительный комитет Советов постановил: "Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область как составную часть АССР с центром в местечке Ханкенди".
Ложью является утверждение отдельных армянских деятелей о том, что НКАО в 1923 году была включена в состав Азербайджанской ССР "волею Сталина". Вопрос этот в принципе был решен еще в 1921 году, когда И. В. Сталин, не бывший тогда еще генсеком, не имел существенного влияния на ход событий.
Почему же армянские историки, фальсифицируя исторические документы Кавбюро, увязывают, как они выражаются, "передачу" Нагорного Карабаха в состав Азербайджана с именем Сталина? Это связано, в первую очередь, со сталинскими преступлениями, дающими армянским националистам возможность представить себя жертвами тоталитарного режима и создать видимость восстановления справедливости. Армянские авторы и политики, объясняя передачу Нагорного Карабаха Азербайджану только "волею Сталина", пытаются получить благосклонность мировой общественности, так как модно валить все невзгоды на Сталина. В другой книге, подготовленной в 1989 году АН Армянской СССР ("Нагорный Карабах: историческая справка"), в качестве виноватого также выставляют Сталина. В книге сказано: "Решение от 5 июля 1921 года было принято под давлением И. Сталина". Следует отметить, что в издании этой книги участвовали известные армянские историки, которые прекрасно знали истинные причины оставление Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Результаты обсуждения зангезурского (3 июня 1921 года) и нагорно-карабахского (4—5 июля) вопросов были непосредственно связаны с волной коммунистического национализма в Армении, которая была вызвана тем, что в Московском договоре (подписанном в марте 1921 года) между Советской Россией и Турцией был зафиксирован статус Нахчыванского края как неотъемлемой части Азербайджана.
15 апреля 1921 года комиссар иностранных дел Армении Бекзадян, возглавлявший армянскую делегацию на московских переговорах, направил в адрес Георгия Чичерина обширное протестное письмо, в котором Советская Россия обвинялась в том, что не отстояла интересы армян. Не правда ли, много общего современной ситуацией, связанной с настойчивыми попытками армян вовлечь Россию в конфликт?
Итак, "карабахский вопрос" был решен в пользу армянского населения Карабаха. Блуждающая армянская государственность получила временное пристанище за счет земель Азербайджана. Однако никто и не подумал о том, что в соседней Армении компактно проживают сотни тысячи азербайджанцев (значительно больше, чем армян в Нагорном Карабахе), которым тоже следовало бы предоставить автономию. Решение о создании НКАО стало фундаментом для разгула армянского сепаратизма.
Окончательный вариант "Положения об автономной области Нагорного Карабаха" был опубликован в прессе. В первой статье текста содержалось утверждение: "Автономная область Нагорного Карабаха является составной частью Азербайджанской ССР"; вторая предписывала: "Все делопроизводство ведется на родном языке"; третья определяла, что "Автономная область Нагорного Карабаха участвует в республиканских органах Азербайджана по принципу пропорциональности". В отношении государственного и родного языков населения НКАО в Положении указывалось, что в государственных, общественных учреждениях и организациях обще используемым языком при общении с армянами является армянский язык, в отношениях с тюркским национальным меньшинством — тюркский (азербайджанский) язык. В результате азербайджанцы, проживающие в своей родной стране, оказались в положении национального меньшинства. Положение показывает, что национальные и культурные права армян были обеспечены на самом высоком уровне.
18 сентября 1923 года состоялось заседание Карабахского обкома партии под председательством Мануцяна. На повестке дня стоял вопрос "О переименовании города Ханкенди"; после недолгого обсуждения постановили: "В ознаменование памяти С. Шаумяна и 26 комиссаров город Ханкенди переименовать в Степанакерт". В тот же день решением АзЦИКа это постановление было претворено в жизнь. Так, одним росчерком пера древний азербайджанский город Ханкенди стал носить имя человека, оставившего кровавый след в истории Азербайджана, участника мартовского 1918 года геноцида против азербайджанского народа.
Азербайджанское руководство пыталось представить это название как "Степан кенд", и именно так оно некоторое время употреблялось в официальных документах; однако армянские националисты в конце концов добились его официального изменения на "Степанакерт".
Для агитации в пользу автономии Карабаха и проведения разъяснительной работы среди населения азербайджанское руководство развернуло кампанию на местах. Вот так завершилась развернувшаяся в первые годы установления советской власти в Закавказье борьба за территориальную принадлежность Нагорного Карабаха. В свою очередь, 27 мая 1924 года Нариман Нариманов писал Сталину: "Нагорный Карабах под усиленным давлением Мирзояна объявлен автономной областью. При мне это не удалось не потому, что я был против этой автономии, но просто потому, что сами крестьяне-армяне не хотели этого. Мирзоян за это время при помощи дашнаков-учителей подготовил почву и провел вопрос в Заккрайкоме". Нариманов прекрасно понимал, что на этом беды Азербайджана не закончатся; он предвидел, что предоставление Нагорному Карабаху автономии станет началом будущей трагедии. Главной причиной трагедии, которая берет свое начало с момента предоставления автономии Нагорному Карабаху, говоря словами Нариманова, стало доверие к чужакам. Таким образом, в 1923 году была заложена "мина замедленного действия и приведен в действие часовой механизм", который должен был сработать в том случае, если Советская Россия покинет Кавказ. Выдвинутая Григорием Орджоникидзе в июле 1920 года идея "объявления автономии в Карабахе и организации армянского населения" прошла испытание временем, и после развала СССР НКАО превратилась в действенный механизм контроля России за регионом.
Мина замедленного действия взорвалась в 1988 году, когда Совет народных депутатов НКАО принял решение о передаче автономной области в состав Армянской ССР. Поскольку руководством СССР не была дана своевременная оценка противозаконному решению конфликт стал разрастаться. Армянские сепаратисты, поддерживаемые определенными кругами в Центре, почувствовали безнаказанность. Началась этническая чистка азербайджанцев, завершившаяся полным изгнанием их как с территории Армении – 250 тыс. человек, так и с территории Карабаха 25 тыс. человек. Центр, вновь не указав на виновных, полностью развязал руки армянским сепаратистам. За 32 года конфликта в числе кровавых преступлений армянских фашистов на земле Азербайджана самым беспрецедентным стала трагедия Ходжалы – города, находившегося в 10 км от Ханкенди (Степанакерт), стертого с лица земли в результате агрессии армянских террористов и их пособников.
Когда в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года было убито 613 азербайджанцев (63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков, восемь полностью уничтоженных семей), мировое сообщество не отреагировало на чудовищное злодеяния армянских сепаратистов.
При молчаливом попустительстве мирового сообщества Армения не выполнила ни одну из резолюций ООН, призывающих ее освободить оккупированные земли. Минская группа ОБСЕ за 28 лет не смогла предложить действенных мер по разрешению конфликта. Создавалось впечатление, что статус-кво устраивает всех. Всех, кроме Азербайджана, земли которого находились под оккупацией. Пока агрессор не будет назван агрессором – решение проблемы путем переговоров вряд ли станет возможным. Мировое сообщество, закрывавшее в течение 30 лет глаза на бесчинства армян на оккупированных территориях, сегодня вдруг всполошилось и начало предъявлять претензии Азербайджану, который после 30 лет оккупации начал борьбу за освобождение своих земель. Армия Азербайджана ведет борьбу на своей территории, за деоккупацию своих земель, не захватив ни пяди земли Армении. Армянские террористы сбрасывают бомбы на мирные города Азербайджана, находящиеся на расстоянии десятков и даже сотен километров от зоны боевых действий. Ракетному обстрелу подвергся город Гянджа - родина поэта Низами Гянджеви, 800-летний юбилей которого отмечался в блокадном Ленинграде в 1941 году.
В Карабахе растет цветок, под названием Хары–бюльбюль - символ Шуши, символ Карабаха. Цветок необыкновенной красоты, разновидность орхидеи, похожий на соловья. Цветет он только на этой земле и только там, где царят мир и спокойствие. Сейчас в Карабахе он не цветет.