Вестник Кавказа

Дедлайн для газопровода "Ямал - Европа"

Euractiv
Дедлайн для газопровода "Ямал - Европа"

Вчера "Газпром" согласился изменить ценовые условия на поставку газа в Польшу по газопроводу "Ямал - Европа", установленные Стокгольмским арбитражным судом, сообщил глава польского госконцерна PGNiG. В ноябре прошлого года в Варшаве завили, что не собираются продлевать Ямальский контракт, действие которого заканчивается в конце 2022 года. PGNiG собирается увеличить поставки СПГ из США и Норвегии.

Газопровод "Ямал - Европа" проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Его строительство началось в 1994 году, а с введением в строй в 2006 году последней компрессорной станции "Ямал - Европа" вышел на проектную мощность — 32,9 млрд куб. м в год. Магистраль берет начало от торжокского газотранспортного узла в Тверской области, где принимает газ из трубопровода "Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок". По Белоруссии проходит 575 км газопровода, по территории Польши - 683 км. Крайняя западная точкой газопровода - компрессорная станция "Мальнов" в районе Франкфурта-на-Одере вблизи немецко-польской границы, где газопровод соединяется с газотранспортной системой YAGAL-Nord, которая, в свою очередь, связывает его с газотранспортной системой STEGAL - MIDAL - ПХГ "Реден".

Теперь европейские потребители газа, особенно Германия, зависят от готовности Польши установить разумные транзитные тарифы для польского участка газопровода ”Ямал-Европа”, пишет старший научный сотрудник института ”Восток-Запад” Данила Бочкарев в статье Another ‘Russian pipeline deadline’ approaches – this time with Poland in focus для Euractiv. В декабре 2019 года российский ”Газпром” и украинский ”Нафтогаз” подписали новое соглашение о транзите газа, положившее конец переговорам, которые длились полтора года при поддержке ЕС, и вопрос о транзите энергоносителей исчез из энергетической повестки блока. Однако приближается еще один дедлайн по экспорту газа, причем на этот раз брюссельские бюрократы не будут помогать сторонам прийти к взаимоприемлемой сделке. Срок действия транзитного контракта для объемов, поставляемых через польский участок трубопровода ”Ямал-Европа”, истекает в мае.

У Польши долгая история успешного сотрудничества с ”Газпромом” как в качестве потребителя, так и в качестве транзитного государства. По состоянию на 1 января 2020 года ”Газпром” продал Польше около 335,5 млрд кубометров газа. В 1993 году ”Газпром” и польская государственная газовая компания PGNiG создали совместное предприятие (EuRoPol Gaz S.A) для строительства и эксплуатации газопровода ”Ямал-Европа”. В этом отношении PGNiG стала первой европейской компанией, которая создала совместную газотранспортную компанию с ”Газпромом” после распада Советского Союза. Трубопровод был введен в эксплуатацию в 1996 году. После завершения строительства последней компрессорной станции в 2006 году, трубопровод был полностью работоспособен и достиг планируемой пропускной способности в 33 млрд кубометров в год.

Польские и российские компании согласились ”компенсировать” инвестиции ”Газпрома” транзитными сборами (при этом цены на газ ”Газпрома”, поставляемый в Польшу также являются частью уравнения), что удерживало польские транзитные доходы в определенных пределах. За соглашением о транзите последовало соглашение о поставке, подписанное в 1996 году. В ноябре 2019 года PGNiG официально объявила о намерении не продлевать контракт, срок действия которого истекает в 2022 году. С самого начала Польша и Россия не были согласны с методологией оплаты за транзит. ”Газпром” подчеркивал, что газопровод должен просто окупить затраты и не приносить никакой значительной прибыли, в то время как польская сторона настаивала на повышении транзитных сборов и рассматривала проект в первую очередь как дополнительный источник дохода.

В 2020 году транзитные мощности польского участка газопровода ”Ямал-Европа” стали доступны через аукционы и, следовательно, подчиняются правилам Третьего энергетического пакета ЕС, как и в других странах блока. Польша уже заявила о своем намерении увеличить транзитные тарифы, которые будут превышать действующую в Украине плату за транзит.

Если Польша решит пойти по этому пути, она нарушит энергетические нормы ЕС. В свою очередь высокие фиксированные обязательства по доставке и оплате и уровень транзитных сборов в украинской сделке едва ли соответствуют букве и духу энергетического законодательства ЕС и планам инвестиций в газовую инфраструктуру Украины.

Согласно Третьему энергетическому пакету, газотранспортные компании должны получать разумную прибыль от своих инвестиций и покрывать эксплуатационные расходы, но не должны стремиться к чрезмерным доходам.

Вопрос транзита также становится все более политизированным. В 2002-2014 годах Польша и Россия обсуждали расширение газового коридора и строительство нового газопровода в направлении Словакии и Венгрии через Польшу.

В апреле 2013 года ”Газпром” и EuRoPol Gaz подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода ”Ямал-Европа-2”, но тогда премьер-министр Польши Дональд Туск отреагировал негативно, и проект был остановлен. После заявления Туска Польша начала уменьшать свою зависимость от ”Газпрома” путем диверсификации поставок, и на сегодняшний день она может удовлетворить более 90% спроса на газ без участия России.

Польша стремительно превращается в региональный газовый узел, предназначенный для реэкспорта СПГ в соседние страны, и рассматривает другие региональные инфраструктурные проекты (например, трубопроводы ”Северный поток” и ”Северный поток-2”) в качестве конкурентов. Страна также угрожает потокам газа через польский участок газопровода ”Ямал-Европа”, сделав его использование коммерчески менее привлекательным.

Польша стала первопроходцем в юридических нападках на конкурирующие инфраструктурные проекты. В мае 2018 года Польское управление по конкуренции и защите прав потребителей (UOKiK) возбудило дело против ”Газпрома” и пяти международных организаций, ответственных за финансирование газопровода ”Северный поток-2”.

Европейский суд общей юрисдикции по просьбе Польши аннулировал льготный режим при эксплуатации газопровода OPAL. Задержка в строительстве ”Северного потока-2” также была спровоцирована, по крайней мере частично, Польшей и ”Нафтогазом”, продвигающих свою повестку в Соединенных Штатах.

И последнее, но не менее важное: польская газовая компания PGNiG обратилась с просьбой об участии немецкого энергетического регулятора Bnetza в переговорах об исключении ”Северного потока-2”.

Таким образом, европейские потребители газа, особенно Германия, становятся зависимыми от готовности Польши установить разумные транзитные тарифы для польского участка газопровода ”Ямал - Европа”, поскольку цена, которую они платят за импорт газа, будет частично определяться транспортными расходами.

Уязвимость потребителей в ЕС возрастает из-за того, что существует объективный договор и, в перспективе, физический лимит, ограничивающий объемы, которые могут быть отправлены через Украину: транзитные потоки сократятся до 40 млрд кубометров в год в январе 2021 года.

В марте 2020 года генеральный директор украинской ГТС Сергей Макогон объявил, что его компания планирует поддерживать пропускную способность трубопровода на уровне 40 млрд кубометров в год и выводить из эксплуатации оставшуюся часть системы.

В этой ситуации у Польши может возникнуть соблазн (как в прошлом у Украины) использовать квазитранспортную монополию по отношению к трубопроводу ”Ямал-Европа”, чтобы запросить дополнительные уступки. У Польши уже хорошая переговорная позиция: возможности Украины ограничены, в то время как ”Северный поток-2” проходит через все возможные юридические поля битвы, увеличивающие задержку и подрывающие экономическое обоснование проекта.

Однако продолжение стабильного и доступного транзита газа через Польшу имеет стратегическое значение как для энергетической безопасности Германии, так и ЕС. Варшава должна понимать, что европейская энергетическая солидарность - это улица с двусторонним движением во всех государствах-членах блока, а не только в Польше и странах Балтии.

Кроме того, если польский транзитный тариф окажется слишком высоким, Польше и PGNiG будет трудно утверждать, что ”Северный поток-2” наносит ущерб энергетической безопасности Польши/ЕС, при этом использование трубопровода ”Ямал-Европа” окажется менее привлекательным и в конечном итоге неустойчивым.

В действительности, введение чрезмерной платы за транзит вряд ли можно рассматривать как жест, делающий трубопровод более привлекательным для клиентов.

17250 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ