Скорбная дата календаря, о которой сегодня многие в России предпочитают не вспоминать: в ночь с 19 на 20 января 1990 года в столицу Азербайджана Баку по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова были введены войска. В последующие сутки погибли, по разным данным, от 131 до 170 человек, более 750 людей были ранены... О тех событиях рассказывают "Новые известия".
В 7 часов утра 20 января по республиканскому радио было объявлено о введении в Баку чрезвычайного положения и комендантского часа. К этому времени были отбиты городские объекты, занятые повстанцами, и разблокированы армейские казармы.
Советские главнокомандующие заявляли, что применяли оружие против «40 тысяч вооруженных боевиков», хотя очевидцы рассказывали, как солдаты стреляли по безоружным в спины. Республиканская комиссия по расследованию обстоятельств и причин «Черного января» насчитала 131 погибших и 744 раненых. На следующий день после ввода войск на улицах Баку появились антисоветские листовки и плакаты. На здании ЦК выдолбили надписи: «Долой советскую империю!» и «Долой КПСС!».
Версию о "защите армянского населения" в Баку 20 января опровергло и Армянское общенациональное движение.
«Это было предпринято не с целью обеспечения безопасности армянского населения республики, а лишь для предотвращения создавшейся серьезной угрозы существованию советской власти. С нашей точки зрения, происходящие события должны быть расценены как нарушение суверенных прав Азербайджанской республики, что в дальнейшем может отрицательно отразиться также и на судьбе других союзных республик», — заявили представители движения.
Многие из погибших в ту ночь не имели никакого отношения к протестам. Это те, кто оказывал помощь раненым, случайные прохожие и жители окрестных домов.
"Было уже около полуночи, когда я увидел, как сверху по проспекту в нашу сторону движутся танки", – вспоминает Шахбаз Худуоглы который находился тогда возле Сальянских казарм. – Были слышны выстрелы, но люди вокруг говорили, что это не боевые патроны, что нас просто хотят напугать. И мы верили, что так оно и есть, что это не настоящие пули. Потому что фактически мы ничего такого там и не делали – просто собрались вокруг костра, безоружные, намеревавшиеся во что бы то ни стало не расходиться".
Но патроны оказались боевыми: "Танки стреляли сперва высоко, гораздо выше наших голов, а потом все ниже и ниже. Чем ближе танк, тем ниже ствол, и вот пули уже летят на одном уровне с нами. Кто-то упал на землю. Увидев это, остальные стали бежать вверх по улице, не отдавая себе отчета, что таким образом еще больше подставляются под пули. Еще один человек упал, теперь уже совсем рядом со мной. Он был ранен, я вместе с кем-то еще оттащил его в сторону и перебросил через ограду находившейся поблизости больницы. А когда возвратились, то увидели, что несколько танков уже ползут по центральным проспектам".
Шахбаз рассказывает, что остаток ночи он с знакомыми провел на боковых улицах: "Я был в шаге от смерти. Но не могу сказать, что ощущал или осознавал это. Страха не было. Хотя и не было какой-то фантастической отваги, которая заставила бы меня лезть на танки. И еще такой момент: звуки выстрелов, раздающиеся издалека, внушают гораздо больше страха, чем те, которые звучат вблизи".
"Тогда я начал подрабатывать после учебы и, скопив деньги, купил себе белый плащ. Роскошная по тем временам вещь, иностранного кроя, – вспоминает Шахбаз. – В ту ночь этот плащ был на мне. После этого его пришлось выбросить – он насквозь пропитался кровью того раненого парня".
"Наш дом находился в центре Баку, напротив здания МВД, и стреляли там так, что у нас разбились окна, выходящие не на улицу, а во двор, – вспоминает Лейла. – Ариф ушел в город, чтобы лично посмотреть, что происходит, и рассказать правду мировым СМИ. Он уходил, возвращался, снова уходил и возвращался все утро и весь день 20 января. Рассказывал, как танки давили и обстреливали все подряд, включая машины скорой помощи. Стреляли во всех подряд, включая детей и стариков. Под пули попадали даже люди, просто вышедшие на балкон. Ариф рассказывал, что некоторых даже добивали. Под утро наш домашний телефон разрывался от звонков журналистов из Европы, России, США. А через пару дней зарубежные журналисты были уже у нас дома. Мы собирали максимально достоверную информацию, чтобы донести ее до мировых СМИ и мировой общественности". - все это, а также свое видение причин трагедии Лейла и Ариф Юнус описали в своей книге "Из советского лагеря в азербайджанскую тюрьму", изданной в 2018 году на русском и немецком языках.
Утром 20 января Шахбаз Худуоглу с друзьями пошел в центр города: "По пути нам попалось несколько раздавленных танками машин. А когда добрались до центра, до Площади фонтанов, где обычно гуляют горожане, увидели, что вся площадь уже "облачена" в черный – на всех деревьях люди повязали черные платки, ленты, шарфы, будто заранее приготовленные. И сам город – деревья, здания – будто ощущал, что произошло, был переполнен скорбью".
Однако победа "федералов" оказалась пирровой.
Председатель Президиума Верховного Совета АзССР Эльмира Кафарова выступила по радио с решительным протестом против объявления чрезвычайного положения и ввода войск в Баку, утверждая, что это сделано без ее ведома.
22 января 1990 года состоялась чрезвычайная сессия Верховного Совета АзССР, которая приняла постановление "Об отмене чрезвычайного положения в Баку". Таким образом, Кремль получил мощную пощечину, а республика показала всему миру, что власть КПСС кончилась. Пройдет еще год - и СССР окончательно рухнет.
Почему же вся военная и полицейская мощь советской империи оказалась бессильной?
Спустя 30 лет однозначного ответа на этот сложный вопрос нет. По крайней мере такого ответа, который бы устраивал и Азербайджан, и Армению, и Россию, и весь мир. Любая трактовка и версия событий 30-летней давности вызывает гневные опровержения либо одной из сторон конфликта, либо обоих сразу.
Тем не менее попытаемся сформулировать причину хотя бы в самом общем виде. А она в том, что еще в начале 80-х годов прошлого века советская власть в прямом смысле выпустила джина национализма и ксенофобии из бутылки, а до этого тайно и явно подыгрывала одной из сторон в вековом конфликте армян и азербайджанцев.
Для начала сопоставим два статистических факта.
Согласно Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, к началу XX века азербайджанцы населяли «почти всю Русскую Армению». Их численность в Эриванской губернии составляла почти 300 тысяч человек или 37,5 %. Азербайджанцы по численности преобладали в четырёх из семи уездов губернии, включая город Эривань (нынешний Ереван), где они составляли 49 % населения (по сравнению с 48 % армян). Путешественник Луиджи Виллари, посетивший регион в 1905 году, сообщает, что азербайджанское население Эривани в целом было зажиточнее армянского; им принадлежала большая часть земли. («Fire and Sword in the Caucasus by Luigi Villari, London, T. F. Unwin, 1906: p. 267).
А вот данные - за 1990 год: в Армянской ССР азербайджанцев практически не осталось. С началом карабахского конфликта, в период с 1987 по 1990 год, из Армении было изгнано около 200 тыс. человек.
Таким образом, всего за три-четыре года многонациональная республика Армения стала моно-национальной.Говоря языком западных мультикультуралистов и гуманистов, в стране произошла "масштабная этническая чистка". И единственный "виной" выселяемых полноправных граждан великого и могучего СССР была графа национальности в их паспортах.
Необходимо отметить, что выселение азербайджанцев из Армении произошло раньше изгнания и бегства 200 тысяч бакинских армян зимой 1990 года.
Однако и до карабахского конфликта случались не менее трагические инциденты, инспированные Москвой. Так, в 1947 году Советом Министров СССР принято постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР». В результате чего около 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути депортации) в безлюдную Муганскую степь Азербайджана. В течение следующих четырёх лет азербайджанцы депортировались из Армении, уступая места своего проживания прибывавшим из-за рубежа армянским репатриантам. К 1959 году численность азербайджанцев в Армении сократилась почти вдвое и составила 107 тысяч человек.
Впрочем, несмотря на более чем сложный исторический фон в отношениях двух соседних народов, обычные люди никакой вражды друг к другу не испытывали. Самый яркий пример тому - тысячи и тысячи межнациональных браков в обоих республиках.
В 1989 году автор этих строк работал в Армении и прекрасно помнит, с какой теплотой и сожалением многие армяне вспоминали своих изгнанных соседей, друзей и коллег по работе. Говорить вслух и в местной прессе о своих сожалениях было не принято, а вот гостю из Москвы, за "рюмкой чая" - пожалуйста!
В свою очередь в Азербайджане и спустя 32 года после погромов в Сумгаите вспоминают, как жители города спасали друг друг от разъяренной толпы отмороженных "пришельцев".
Вот рассказ сумгаитца-азербайджанца Дадашова Юсифа Йолдашбала оглу:
«28 февраля утром мне позвонил мой друг Армен Мусаэлян и взволнованным голосом попросил срочно приехать к нему. Я взял с собой еще одного нашего друга Фуада и поехал к Армену. Мы забрали всю его семью и привезли к нам домой. Через некоторое время мы приютили и семью нашего соседа Бабаяна Григория (он, его жена Джульетта, сын Размик и его беременная жена).
Все мы сидели в гостевой комнате в страшном напряжении. Я и мой брат спустились во двор. Скоро из квартир начала спускаться во двор азербайджанская молодежь и образовалась своеобразная дворовая охрана, человек десять-двенадцать.
После полудня во двор с криком ворвалась толпа, человек сорок-пятьдесят. Большинство были подростки от 15 до 18 лет, было несколько взрослых. У всех в руках были куски арматуры. Странно, что я, коренной житель Сумгаита, никого из них не знал. Они начали орать и требовать выдать им армян. Мы начали с ними спорить, и, хотя соотношение сил было явно в их пользу, наша решимость не уступить несколько остудила их пыл.
Несколько человек из толпы начали выламывать дверь квартиры на первом этаже, даже не спросив, чья эта квартира. Им явно хотелось чем-то поживиться. Спор и крики продолжались более получаса, потом кто-то из них крикнул: «Айда на соседний двор», и толпа поспешно побежала в соседний двор.
Мы еще постояли часа три-четыре, потом разошлись по своим квартирам. Целые сутки мы все провели в страшном напряжении. На следующий день утром во двор на военных грузовиках прибыла часть ВВ МВД СССР, они выстроили оцепление вокруг двора, и со всех блоков начали выходить армянские семьи, которых весь страшный день погрома прятали азербайджанские друзья».
Напомним, что в Сумгаите погибло 32 человека, шестеро из которых - азербайджанцы.
А теперь - вопрос: можно ли назвать ужасные события в Сумгаите "геноцидом", как это настойчиво делает армянская пропаганда?
Не стоит спешить с ответом. Хотя бы потому, что до сих пор полноценного расследования сумгаитской трагедии не было.
Еще в сентябре 1988 года ТАСС сообщило, что «в основном завершено расследование уголовных дел, связанных с событиями в Сумгаите, выявлены и привлечены к ответственности все лица, причастные к убийствам, организации погромов и насилия» («Известия», 21 сентября 1988 г.).
Между тем, в самих материалах следствия постоянно фигурируют «неустановленные лица» — непосредственные участники преступлений, в том числе убийств. Кроме того, сообщение ущербно в логическом аспекте: нельзя утверждать, что «выявлены и привлечены к ответственности ВСЕ…», когда, как сказано в сообщении, расследование завершено лишь в основном, то есть полностью не завершено.
Генеральный прокурор СССР А.Я.Сухарев на Первой сессии Верховного Совета СССР, отвечая на вопросы одного из депутатов от Армении, заявил, что следствие по сумгаитским делам завершено, все обвинительные материалы переданы в суд, перед судом предстанут 94 человека.
"Итак, выявлены «все», и этих «всех» около сотни. После этого вполне понятна горестная ирония сумгаитских армян, когда цифру «сто» они сопоставляют не только с тем, что видели в Сумгаите своими глазами, но и с официально признаваемыми масштабами трагедии. Кстати, из материалов судебного процесса по делу Ахмедова и других в Верховном суде СССР явствует, что только 29 февраля в нападениях только на 41А квартал участвовало около 400 человек. Сколько же тысяч человек участвовало во всех нападениях и во все дни насилия?" - задается вопросом проармянское издание Jam-news.net.
Но у постсоветского Азербайджана есть свой козырь и свой "неубиваемый" аргумент против вывода о "геноциде армян".
"В следственных материалах КГБ СССР и Генпрокуратуры СССР главным организатором сумгаитских событий указан ... армянин Эдуард Робертович Григорян, 1959 года рождения, что подтверждено многочисленными свидетельскими показаниями и доказательствами. Следствие выявило, что шестеро из 26 убитых были убиты лично Э.Григоряном. Кроме того, в ходе следствия в числе организаторов всплыли фамилии других армян - Оганяна, Самойлова и Павловского, а также имена братьев ранее упомянутого Э.Григоряна. - пишет заместитель главного редактора Milli.Az Эльчин Алыоглу в статье с красноречивым названием "Сумгаитский палач" в издании "Вестник Кавказа".
Из следственных материалов следует, что ранее трижды судимый и проведший в заключении в общей сложности 9 лет, 2 месяца и 13 дней Эдуард Робертович Григорян являлся главным подстрекателем толпы, тем самым человеком, который направлял группировки, в основном составленные из несовершеннолетних лиц и различных криминальных элементов, по адресам проживания армян, отказывавшихся платить сепаратистскому комитету "Карабах" и обществу "Крунк".
Григорян принимал активное, деятельное участие в грабежах и других преступлениях и лично совершил убийство шестерых армян.
"Преступник, убийца и хладнокровный, изощренный маньяк"- именно так охарактеризовал Э.Григоряна один из московских следователей, откомандированных в те дни в Сумгаит для расследования погромов и убийств, совершенных, как потом станет известно, самими армянами.
Следствие установило, что Э.Григорян являлся активным участником и организатором беспорядков. В результате он был арестован следственными органами. Несмотря на установленный следствием факт того, что Э.Григорян совершил убийство шестерых армян под давлением армян и стоящих за этими событиями сил Э.Григорян был приговорен судом СССР только к 12 годам тюремного заключения, для отбывания наказания был отправлен в Армению, где спустя несколько лет был освобожден из-под стражи. Позднее проведенное правоохранительными органами Азербайджана следствие однозначно установило, что наравне с Григоряном активное участие в беспорядках принимали два его брата.
На основе многочисленных свидетельских показаний следствием было установлено, что Григорян выступил на площади с речью, в которой сказал, что в Кафанском районе армяне массово истребляют азербайджанское население, и призвал толпу мстить местным армянам. Он выкрикнул: "У меня есть список адресов армян, я знаю, куда надо идти". Далее он со своей бандой, состоящей почти из 100 человек, направился по адресам армян для учинения погромов и грабежей. Пострадавшая жительница Сумгаита Л. Межлуманян в своих показаниях говорит следующее: "Григорян ворвался в нашу квартиру, сломал стул и ударил его ножкой мою больную мать. Я несколько раз пыталась оказать ему сопротивление. Но я женщина, и моих сил не хватило. Он повалил меня на пол и начал насиловать".
Из показаний участника тех событий по фамилии Наджафов: "Банда под руководством Григоряна ворвалась в квартиру №512 армянской женщины по имени Эмма. Григорян предложил раздеть ее догола и вышвырнуть в таком виде на улицу. Позднее Эмма была зверски убита Григоряном". Еще один отрывок из следственных материалов - "Э.Григорян ворвался в находящуюся в первом микрорайоне квартиру М.Петросяна и ударом по голове оглушил хозяина"...
Азербайджанская сторона утверждает, что Григорян до сих пор здоров и проживает в Московской области. Просьбы выдаче его в Баку остаются без ответа. Как и вопрос о том, кто же стоял за погромщиками? Неужели всемогущий и всезнающий КГБ СССР не знал об угрозах со стороны крайних националистов? А если знал, то почему не предпринял никаких действий?
Михаил Горбачев заявил, что трагедии в Сумгаите не было бы, если б войска не опоздали на три часа.
Добавим, что и погромов в Баку тоже могло бы не быть, если бы войска вмешались на пару дней раньше.
А чего не вмешались? А почему опоздали?
Чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров (сам он вместе с матерью был армянским беженцем из Баку) заявил, что «КГБ стоял за погромами армян в Баку. КГБ стравил народы между собой. Мы ни в коей мере не должны поддаваться на эти провокации».
Согласно сайту Министерства Национальной Безопасности Азербайджанской республики, армянские погромы были осуществлены провокаторами, чтобы дать повод для введения советских войск в Баку в январе 1990 года.
"Погром был выгоден крайним националистам и Армении, и Азербайджана — как в руководстве, так и на низовом уровне. Погром углубил конфликт, окропил его кровью, сделал его погашение и мирное урегулирование почти невозможным, перенаправил внимание и энергию общества от борьбы против партийно-хозяйственной бюрократии на борьбу против «врагов нации». - пишет в своей книге "Конец второй республики" публицист Зардушт Ализаде. - Еще сумгаитский погром был на руку низовым националистическим лидерам. Многие националисты были чужды идеям демократии, ибо были носителями идеологии национальной буржуазии, которая была на Южном Кавказе не промышленная, не аграрная и не торговая, а чиновничья, государственная, паразитическая и, следовательно, антидемократическая, авторитарная.
Погром перевел все общественные процессы в Армении и Азербайджане однозначно и бесповоротно в русло беспощадной битвы двух национализмов — армянского и азербайджанского.
Сумгаитский погром принес огромные дивиденды армянским сепаратистам для информационной войны против Азербайджана, воскресил на Западе подзабытые фобии и симпатии, дал индульгенцию всем последующим общим советским и сугубо армянским преступлениям против граждан азербайджанской национальности. Дубиной «сумгаитского погрома» начали бить Азербайджан и азербайджанцев повсюду."
Добавим, что эта "беспощадная битва" двух соседних народов продолжается и доныне. Молох войны можно легко раскрутить, но остановить бывает крайне сложно и очень долго. Именно в этом - главный урок армяно-азербайджанского конфликта.