С 1 апреля российский природный газ идет в Румынию через "Турецкий поток", минуя газотранспортную систему (ГТС) Украины.
"В настоящее время по южному направлению через Украину транзит осуществляется только для потребителей Молдовы", - сообщил глава "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон в Facebook.
Он добавил, что российский газ идет в Турцию, Грецию и Болгарию в обход Украины с тех пор, как был запущен газопровод "Турецкий поток".
Макогон отметил, что в перспективе, если газопровод будет продлен через Болгарию и Сербию, Украина потеряет еще 10-12 млрд кубометров транзита газа в год - "Газпром" будет поставлять газ в Венгрию также по "Турецкому потоку".
В 2020 году транзит газа через ГТС Украины составил 55,8 млрд кубометров, это на 37,7% меньше, чем годом ранее.
Газопровод "Турецкий поток" был введен в строй в январе 2020 года, по нему газ из России идет через Черное море в Турцию и далее на юг Европы - в Болгарию, Румынию, Грецию, Македонию, Сербию, Боснию и Герцеговину. Планируется, что "Турецкий поток" обеспечит газом также Венгрию и Австрию.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Вячеслав Кулагин, отмена украинского транзита в Румынию была неизбежна. "Переход на полное снабжение Румынии российским газом по "Турецкому потоку" соответствует контракту, подписанному с Украиной, так как в нем предполагается снижение объемов поставок газа по украинскому транзиту. Важно, что этот процесс не встречает такого сопротивления, как строительство "Северного потока-2", поскольку у них совершенно разные ситуации", - обратил внимание он.
"Дело в том, что "Северный поток-2" идет из России не просто на территорию той или иной страны, а на территорию всего ЕС, а значит, в ходе регулирования каждая страна Евросоюза пытается высказать свое мнение. В то же время, "Турецкий поток" идет из России в Турцию, труба заканчивается на территории Турции и не требует никакого согласования со стороны европейцев. Мнение всего остального мира для этого газопровода – не более чем мнение, которое никак не может повлиять на его строительство и эксплуатацию. Кстати, чем он отличается от проекта "Южного потока", который тоже должен был входить на территорию ЕС. Поэтому "Турецкий поток" и был реализован, так как требовались лишь договоренности двух стран", - подчеркнул Вячеслав Кулагин.
"Продолжение "Турецкого потока" не имеет тех проблем, которые есть у "Северного потока-2". Это уже другой проект, на территории Евросоюза, в отношение которого действуют общие европейские правила регулирования: в соответствии с "Третьим энергопакетом", есть источник поставок газа в одной точке, получатель газа – в другой точке; делается заявка на эту прокачку, и оператор трубопровода должен ее обеспечить. Если мощностей не хватает, он наращивает инфраструктуру. Все это идет исключительно в рамках развития европейской газовой сети в соответствии с законодательством, так что для укладки новых труб глобальных согласований не требуется, так как они укладываются просто по правилам, требующим от оператора обеспечивать запросы европейских пользователей газотранспортной системы", - рассказал эксперт.
Таким образом, указал директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, европейское продолжение "Турецкого потока" развивает сама Европа без российского участия в проектах. "В данном случае российской стороны вообще нет, потому что только тот, кто поставляет газ, конкретная компания, решает, что отсюда сюда она готова поставлять газ и ей нужен такой-то объем прокачки, а местный оператор строит трубы под гарантии этой прокачки. Так можно протянуть трубы от конца "Турецкого потока" куда угодно", - заключил он, отвечая на вопрос, возможно ли достроить этот газопровод до стран, куда должен поставлять газ испытывающий жесткое сопротивление Запада проект "Северный поток-2".