"Газпром" полностью приостановил поставки газа болгарской компании "Булгаргаз" и польской компании PGNiG в связи с неоплатой в рублях в установленный срок, - информирует российский холдинг.
"Газпром экспорт" уже уведомил обе компании о приостановке поставок газа начиная с 27 апреля и до момента осуществления оплаты в соответствии с порядком, установленным указом, добавив, что он не получил от этих компаний платежи за поставки газа в апреле по состоянию на конец рабочего дня 26 апреля.
"Газпром" также напомнил, что Болгария и Польша являются транзитными государствами, поэтому "в случае несанкционированного отбора российского газа из транзитных объемов в третьи страны, поставки для транзита будут сокращены на этот объем".
На происходящее мгновенно отреагировал рынок: на открытии торгов цена газа в Европе сразу подскочила на 21%, поднявшись выше $1350 за 1 тыс кубометров. Цена майского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах росла до $1374 за 1 тыс кубометров, после этого она опустилась ниже $1250.
В то же время пятикратно возросла заявка на реверсные поставки газа из Германии в Польшу по газопроводу "Ямал-Европа", - свидетельствуют данные немецкого оператора газотранспортной сети Gascade.
Так, сегодня на газовые сутки заявка составляет 1,232 млн кубометров в час, тогда как днем ранее она находилась на уровне 237 тыс кубометров в час.
Также сегодня, вероятно, вновь снизится транзит российского газа по украинскому маршруту. Заявки на прокачку через станции "Суджа" и "Сохрановка" со стороны России, формирующиеся на основе спроса в Европе, на сегодня составляют 49,84 млн кубометров, хотя днем ранее они составляли 55,9 млн кубометров, что в 2,2 раза меньше объема мощности ГТС Украины.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, решения компаний по покупке российского газа за рубли сильно зависят от того, в чьей собственности они находятся. "Если говорить о Польше, то там российский газ импортирует государственная компания PGNiG, то есть государство имеет прямое влияние на ее деятельность. Напротив, в Австрии газ у "Газпрома" покупает частная компания OMV, поэтому от позиции австрийского правительства судьба российского газового импорта там не зависит. Соответственно, нужно понимать, что большинство хозяйствующих субъектов, закупающий российский газ в Европе, являются частными компаниями. Исключения – это как раз компании Польши и Болгарии", - сообщил он.
"И то надо говорить о том, что у Польши особый случай. Дело в том, что у поляков в 2022 году заканчивается срок действия контракта на поставки газа из РФ. Еще в 2016 году Варшава заявляла, что не будет продлевать этот контракт, так как собирается перейти исключительно на покупку газа с биржи и отказаться от "ужасных" нерыночных долгосрочных соглашений. Как я и говорил вскоре после решения о переводе оплаты за газ на рубли, Польша была наиболее вероятной страной, которая отказалась бы от покупок газа по предложенной РФ схеме, поскольку ей это почти ничего не будет стоить. Она в любом случае больше не будет заключать долгосрочные контракты и наверняка воспользуется этим обстоятельством, чтобы сделать красивый политический жест. Так и произошло", - подчеркнул Александр Фролов.
"При этом пока речь идет только о приостановке газовых поставок, а не о полном их прекращении. Как только Болгария или Польша начнет платить по предложенной схеме, газ тут же пойдет. "Газпром" сейчас не имеет права продавать газ по схеме, отличной от той, которая прописана в указе президента РФ, но если схема соблюдена, препятствий для поставок нет", - добавил экономист.
"Что касается других стран, то, к примеру, в Германии покупкой российского газа занимаются пять компаний, и каждая сама решает, соглашаться на российскую схему или нет. Вышеназванная OMV, кстати, обеспечивает газом и часть Германии. Частные предприятия не обязательно будут оглашать свою позицию в публичном поле, собственно, я и не жду, что эта позиция будет озвучена. Деньги, как известно, любят тишину, а деньги за российский газ в 2022 году – тем более. Если слишком много кричать на эту тему, компания может либо столкнуться с политическими рисками и репутационными потерями, либо остаться без газа. Я думаю, ни то, ни другое никому не нужно", - рассказал Александр Фролов.