Китай намерен активизировать сотрудничество в области безопасности со странами Центральной Азии на фоне опасений по поводу возможного роста террористической активности в Афганистане после вывода оттуда американских войск, пишет South China Morning Post. В Пекине опасаются, что это может создать угрозу его инфраструктурным проектам в рамках инициативы "Один пояс - один путь", а зона нестабильности в Афганистане может перекинуться на Синьцзян-Уйгурский автономный округ Китая с преимущественно мусульманским населением.
На этой неделе в ходе переговоров с министрами иностранных дел центральноазиатских стран министр иностранных дел КНР Ван И настаивал на необходимости совместной работы по предотвращению транснациональной преступности и возрождения террористических сил, чтобы обеспечить безопасность нового "Шелкового пути".
"Мы должны решительно бороться с тремя силами зла - экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом], включая Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ) (террористическая организация, запрещенная в РФ)", - сказал Ван И министрам иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в китайском городе Сиань. Пекин обвиняет ИДВТ в применении насилия в Синьцзяне.
"Необходимо сотрудничать в предотвращении транснациональной организованной преступности, в вопросах борьбы с наркотиками, сетевой безопасности, управления неправительственными организациями, безопасности крупномасштабных мероприятий и проектов, а также обеспечивать защиту наших учреждений, персонала и объектов для создания безопасного "Шелкового пути"", - сказал Ван И, говоря о китайской инициативе "Один пояс, один путь" по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры, направленной на расширение торговых связей Китая через Азию, Африку, Европу и за их пределы.
Два основных коридора "Одного пояса – одного пути" - энергетический и транспортный - проходят через Центральную и Южную Азию. Коридор через Пакистан стратегически важен для Китая, поскольку обеспечивает альтернативный Малаккскому проливу маршрут поставок нефти и газа с Ближнего Востока.
По данным Американского института предпринимательства, в 2005-2020 годы китайские компании инвестировали в Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан почти $50 миллиардов, в том числе в проекты в рамках инициативы "Один пояс - один путь".
Ван И также отметил, что вывод войск из Афганистана должен быть организованным и ответственным. Соединенные Штаты намерены к сентябрю вывести из страны оставшихся военнослужащих - от 2500 до 3500 человек. Аналитики считают, что после завершения вывода войск США и НАТО в Афганистане могут возникнуть новые беспорядки, и это повлияет на проекты Китая в регионе.
Научный сотрудник Института Чархара, китайского аналитического центра, Ван Цзинь считает, что проекты в Центральной Азии могут оказаться под угрозой: "Политический курс Афганистана остается неопределенным. Если в стране начнутся проблемы в сфере безопасности, они могут перекинуться и на соседние страны, что окажет негативное влияние на региональные проекты".
Пекин неоднократно призывал к "ответственному" выводу иностранных войск из Афганистана на фоне опасений по поводу образования вакуума в сфере безопасности в охваченной войной стране.
На этой неделе официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что "резкое объявление США о полном выводе войск из Афганистана привело к серии взрывоопасных нападений. В результате серии взрывов у школы для девочек в Кабуле в субботу погибло более 60 человек, большинство из них – учащиеся".
Ван И также заявил, что Китай поддерживает Афганистан в "формировании инклюзивных политических договоренностей посредством мирных переговоров под руководством и контролем жителей Афганистана". "Китай и страны Центральной Азии должны сыграть в этом конструктивную роль, исходя из сравнительных преимуществ", - полагает китайский министр.