Воскресное утро 27 сентября в Нагорном Карабахе началось с шума танков, беспилотников и артиллерийских обстрелов. В Баку сообщили, что после отражения армянской провокации, вооруженные силы Азербайджана начали интенсивное контрнаступление вдоль линии соприкосновения. К полудню того же дня руководство Азербайджана объявило об освобождении от оккупации семи сел, а также нескольких стратегических высот, пишет официальный журнал Вышеградской группы Visegrad insight в материале Escalation in Nagorno-Karabakh.
Провал переговоров
Смена власти в Армении в результате массовых протестов в Ереване в 2018 году, которые привели Никола Пашиняна на место премьер-министра, была принята в Баку со смешанной реакцией оптимизма и скептицизма. Хотя в максималистской позиции армянского общества по вопросу Нагорного Карабаха не появилось ничего нового, мирные послания Пашиняна пробудили в Азербайджане некоторую надежду в позитивный ход переговоров. Действительно, первоначальное взаимодействие между Арменией и Азербайджаном казалось вполне конструктивным, поскольку лидеры государств договорились принять меры по снижению напряженности на линии соприкосновения. Тем не менее Пашиняну пришлось противостоять обвинениям своих политических соперников в том, что он поставит под угрозу интересы Армении в дипломатическом процессе Нагорного Карабаха.
В итоге армянский премьер переключился на более конфронтационную политику, чем у предыдущих армянских лидеров: череда жесткой риторики и разрушительных шагов, которые пришли на смену прежним призывам к миру, способствовали ухудшению ситуации, а также вызывали недоверие и разочарование азербайджанской стороны. Предложение Пашиняна о включении так непризнанной "НКР" в переговорный процесс остановило формат переговоров и нарушило все принципы, разрабатываемые сторонами более двадцати лет. Хотя эта идея была отвергнута международными посредниками, Баку усмотрел в этом попытку перезагрузить переговоры и как можно сильнее затянуть конфликт. Спорный аспект заключается в том, что сепаратистский режим в Карабахе не является самодостаточным образованием и полностью зависит от Еревана. То, что Армения осуществляет эффективный контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими территориями, было признано Европейским судом по правам человека несколько лет назад.
Несмотря на попытки представить Нагорный Карабах в качестве отдельного субъекта в переговорном процессе, печально известная речь Пашиняна в августе 2019 года раскрыла его ирредентистские амбиции. Заявив "Карабах - это Армения, и точка", Пашинян не скрывал планов присоединения Карабаха к Армении, что подорвало любые надежды на позитивную динамику переговоров. Масла в дискуссию подлили члены семьи Пашиняна: в 2018 году его сын отправился служить в оккупированный Нагорный Карабах, который де-юре является территорией Азербайджана, а жена в сентябре 2020 года проводила военные сборы для армянских женщин в Карабахе. Фотографии Анны Акопян с автоматом, пусть и символические, были восприняты как знак глубокой милитаризации армянского общества и его антагонизма по отношению к мирному процессу.
В марте 2019 года министр обороны Армении Давид Тоноян обнародовал военную доктрину "Новая война за новые территории", посредством которой пригрозил Баку возможными военными операциями и выдвинул дополнительные территориальные претензии к Азербайджану.
Весной 2020 года сепаратистский режим, установленный на оккупированных территориях Азербайджана, организовал "президентские выборы" несмотря на пандемию коронавируса, а затем провел "церемонию инаугурации" в Шуше, городе, имеющем огромное моральное и символическое значение для Азербайджана. За этим событием последовали планы переноса "парламента Нагорного Карабаха" в тот же город, что вызвало возмущение в Азербайджане.
Цепочка таких шагов, сопровождавшаяся жесткой риторикой руководства Армении, дискредитировала идею мирного урегулирования и логически привела к началу новой фазы боевых действий, сначала в июле, вдоль армяно-азербайджанской государственной границы, а теперь в Нагорном Карабахе и прилегающих районах.
Бездействие международного сообщества
Международные рамки, когда-то установленные для посредничества в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, давно устарели и стали непрактичными, несмотря на многочисленные призывы к их реформированию. Полеты туда и обратно и рутинные, несущественные заявления представителей официальных посреднической миссии (Франции, России и США) не внесли ничего значимого в процесс урегулирования.
Вакуум, образовавшийся из-за ухода США из региона и внутренних трещин в Европейском союзе, был заполнен Россией, которая казалась единственным международным игроком, способным привести переговоры к логическому завершению. Обострение конфликта, которое стало самым серьезным с 1994 года, когда было подписано соглашение о перемирии, стало следствием нескольких факторов. Фиаско дипломатического процесса оказалось результатом серии оскорблений со стороны руководства Армении. Неспособность крупных держав устранить взаимное недоверие и внести свежие идеи в переговорный процесс также способствовала обострению ситуации вокруг Нагорного Карабаха.