Когда накануне пришли первые сведения о боях на армяно-азербайджанской границе, стало ясно, что режим Никола Пашиняна окончательно пошел по пути своих предшественников из карабахского клана и в тяжелой социально-экономической ситуации решил сыграть на теме войны с Азербайджаном, чтобы перевести недовольство граждан с себя на Баку. Отныне вполне официально «Мой шаг» Пашиняна можно называть «партией войны» точно так же, как раньше называлась Республиканская партия Сержа Саргсяна.
Одновременно прояснился и подход команды Пашиняна к нагорно-карабахскому конфликту: если прежние власти захватили и удерживали азербайджанские территории, в том числе, по идейным, националистическим причинам, то для сменивших их «революционеров» конфликтное наследие – всего лишь удобный инструмент внутренней политики. Когда требуется объяснить, почему предвыборные обещания не выполнены, почему жить лучше не стало, почему власть преследует несогласных и даже переписывает ради этого Конституцию, почему страна лидирует в макрорегионе по заболеваемости коронавирусом, Пашинян провоцирует обострение на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск и говорит, что ему приходится работать в форс-мажорных условиях. Война, по его мнению, объясняет все, поэтому он действительно нуждается в вечной войне с Азербайджаном.
В данном случае принципиально важно, как именно Армения организовала военную провокацию: не в оккупационной зоне, а на границе с Азербайджаном. Во-первых, атака с оккупированных территорий слишком рискованна для Еревана, так как Баку, перейдя в контрнаступление, как это было в апреле 2016 года, начнет с боями освобождать собственные земли, причем действуя в рамках международного права. Обстреливая азербайджанские позиции и населенные пункты на границе, Армения может рассчитывать на то, что Азербайджан будет оборонять свои территории, но не наступать на армянские, на которые он не претендует. Во-вторых, и это с российской точки зрения более существенно, трансграничным обстрелом Никол Пашинян провоцирует не только Азербайджанскую Республику, но и Российскую Федерацию вместе с другими членами ОДКБ.
Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян уже успел пожаловаться в ОДКБ на эти бои, организованные его же руководителем, и сегодня Организация Договора о коллективной безопасности проведет экстренное заседание Постоянного совета. В Ереване прекрасно понимают, что любой ответ Азербайджана на агрессию через границу, тем более на артиллерийские обстрелы, является поводом заявить об агрессии с азербайджанской стороны в отношении Армении как члена ОДКБ. Таким образом, Никол Пашинян не только отвлекает армянских граждан от своих провалов, но и пытается втянуть Россию как лидера Организации и обладателя военной базы в Гюмри в конфликт с Азербайджаном на своей стороне.
Причины такого проступка понятны: Азербайджан уже довольно давно находится в образцовых внешнеполитических отношениях с Россией на всех уровнях, включая высший уровень дружественных связей президентов, в то время как к «новому Еревану» в Москве по-прежнему относятся настороженно по целому ряду моментов, включая и свержение предыдущих властей, и подозрительные контакты с Западом, и саботаж нагорно-карабахского урегулирования, и преследования оппозиции, и, кстати, арест генсека ОДКБ Юрия Хачатурова. Но самое главное, что отвращает Россию от современной Армении – это понимание, что армянское руководство не заинтересовано ни в чем, кроме сохранения власти, а значит, с ним невозможно ни о чем договориться и на него попросту нельзя ни в чем полагаться.
В таких условиях очевидного проигрыша дипломатической борьбы за Россию Никол Пашинян решил использовать формальные методы влияния – изобразить нападение Азербайджана на Армению, потребовать от российских властей осудить законные действия Баку и тем самым попытаться внести разлад в крепкие российско-азербайджанские отношения. Армянского премьер-министра при этом не смутило, что его провокация шита белыми нитками: все, кто занимаются Кавказом, понимают, что у Азербайджана нет решительно никакого мотива начинать бои против Армении ни в этом месте, на межгосударственной границе, ни в это время, пока страна занята борьбой против пандемии коронавируса, в то время как у Еревана такой мотив есть, и даже несколько.
В связи с этим можно ожидать, что Россия не поддастся на провокацию Никола Пашиняна и не поддержит проявившую агрессию Армению против обороняющегося Азербайджана. Более того, действия Еревана наверняка будут осуждены Москвой. Россия совершенно не заинтересована ни в том, чтобы на ее границах разворачивался хаос войны, ни в том, чтобы собственные союзники пытались втянуть ее в эту войну. Можно с уверенностью сказать, что Россия не заинтересована и в таких союзниках, которые требуют от нее помогать им совершать военные преступления.
России необходим мир на Южном Кавказе, как и на любых других ее границах, в том числе, за счет скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Поэтому требование армянских властей, превратившихся в новую «партию войны» и рассматривающих неоконченную войну с Азербайджаном как источник внутриполитических выгод, находится в прямом противоречии с российской внешней политикой в этом регионе. И Москва определенно скажет Пашиняну «нет».