Вестник Кавказа

Поучительная история японской эмиграции в США

The Diplomat
Поучительная история японской эмиграции в США

Сегодня на фоне волны протестов и погромов, прокатившейся по США, белые американцы на коленях извиняются за расизм перед афроамериканцами. Десять лет назад власти США официально извинились перед коренными жителями Северной Америки – индейцами, а в 1980-х – перед японцами за интернирование в 1942 году с западного побережья в специальные лагеря. Вообще история появления японцев в США достаточно интересна и поучительна.

На миграционную политику оказывает влияние сложное сочетание рынков труда, геополитики, торговли и дипломатии. Зачастую этот процесс приводит к непредвиденным последствиям, пишет The Diplomat в материале A Brief, Cautionary, History of Japan-US Immigration. Миграционная политика часто формируется за счет слияния многих конкурирующих сил: местных и международных рынков труда, мировой торговли, репортажей в СМИ, местной политической среды и дипломатических отношений. Иммиграционная политика США, в которой азиаты были выделены как «неассимилируемые», то есть не имеющие права на гражданство, началась с Акта об исключении китайцев от 1882 года.

Такая политика оказала глубокое влияние на дипломатические отношения между США и Японией, особенно есть учесть тернистый путь, который Японская империя выбрала между 1892 годом и Второй мировой войной. Его долговременными последствиями стали антияпонские настроения в Восточной Азии, территориальные споры, а также послевоенные компенсации и извинения. История японской эмиграции в Соединенные Штаты крайне поучительна. Она проливает свет на текущие проблемы, связанные с миграцией, а также на опасность упрощенного понимания процессов. 

После отмены рабства в британских колониях в 1833 году нехватка рабочей силы создала спрос на низкооплачиваемый труд, которым зачастую занимались выходцы из Азии. Сначала вакуум заполнили китайские кули, отношение к которым было бесчеловечным. Япония привлекла только номинальный интерес США, когда коммодор Мэтью К. Перри прибыл в Японию из Норфолка (штат Вирджиния) с первой дипломатической миссией в 1853 году. По сравнению с Китаем, Япония была мелкой рыбешкой в глазах жителей Запада. США надеялись получить доступ к ее территории в качестве китобойного пункта и вести торговлю в небольших объемах.

Со страхом наблюдая за европейским вторжением в Китай, Япония успела подготовиться к противостоянию с европейским колониализмом в Азии. Японцам повезло, что глобальный дефицит рабочей силы во многом восполнялся за счет китайских рабочих-мигрантов, которые трудились на сахарных заводах в Карибском бассейне и строили Трансконтинентальную железную дорогу в Соединенных Штатах. Японцы стали свидетелями бесчеловечного обращения к китайцам, когда перуанский грузовой корабль ”Мария Лус”, заполненный китайскими рабочими, пришвартовался в Йокогаме по пути из Макао в Перу в 1872 году, и решили избежать подобной участи.

С помощью военной угрозы Перри удалось добиться первоначальных уступок от правительства сёгуната. Япония и Соединенные Штаты подписали первый двусторонний договор, Канагавскую конвенцию, в 1854 году. Правительство Японии неохотно открыло два порта, один в Симоде, а другой в Хакодате. Первым американским дипломатом в Симоде был Таунсенд Харрис, который приехал в Японию в 1856 году. Американские дипломаты просили, чтобы несговорчивое правительство Японии разрешило им нанимать и забирать с собой японских слуг из страны. Таким образом были открыты двери для японской миграции, имевшей непредвиденные последствия.

Административные и культурные различия между американскими и японскими дипломатами оказались невероятными. У японцев была совершенно другая концепция эмиграции. Для них японские подданные принадлежали к земле Японии. Японские граждане, выезжающие за границу на работу, были по определению временными трудящимися-мигрантами, которые должны были вернуться в страну. В то же время японские политические лидеры, озабоченные завоеванием международного авторитета и улучшением имиджа страны в глазах Запада, беспокоились о поведении мигрантов, находящихся за границей, переживая, что они могут опозорить страну. Японскому правительству совершенно не хотелось, чтобы японцы бродили по улицам чужой страны с протянутой рукой.

В результате правительство Японии разработало эмиграционную политику, требующую трудоустройства и гарантийных депозитов, выплачиваемых трудящимися-мигрантами или их иностранным работодателям с целью обеспечения им возможности для возвращения домой. Именно это требование Японии о том, чтобы ее эмигранты возвращались домой, определяя их как наемных работников, а не иммигрантов из США, породило противоречие с Законом Форана (Закон о трудовом договоре с иностранцами от 1885 года), который запрещал въезд наемных работников в Соединенные Штаты. Часть японских мигрантов оказалась в ловушке между двумя противоречивыми системами и им было отказано во въезде в США. 

Унаследовав от сёгуната ”неравные” с точки зрения японцев договоры с европейскими и американскими державами, новообразованное национальное государство отдало приоритет западному принятию Японии как равного партнера и внесению поправок в конвенции. Чтобы выделиться среди стран региона, японские лидеры выступили за ”деазиатизацию” - массовую вестернизацию в государственных структурах, законодательстве, транспорте, архитектуре, военной организации, одежде, вплоть до причесок. Но менее чем за 30 лет вестернизация под флагом цивилизации и просвещения приняла националистический оборот. У Японии появились территориальные амбиции в Азии, и она начала вмешиваться во внутренние дела Кореи. В 1894 году началась первая японо-китайская война. Массовая пропаганда, которая унижала китайцев и возвышала японцев, завладела умами граждан страны.

Благодаря победам в китайско-японской и русско-японской войнах (1904–1905) японцы стали склонны к самовозвеличиванию, и в итоге не смогли правильно определить свое место в западном мире. Уверенность жителей страны в том, что американцы не будут относить ”цивилизованных” японцев к той же категории, что и китайцев (как, например, в Акте об исключении китайцев) коренилась в абсолютном непонимании глубины американского расизма. Японское восприятие превосходства над другими азиатами и территориальная агрессия во время Второй мировой войны привели к антияпонским настроениям среди других восточноазиатских стран и территориальным спорам между ними и Японией, сохраняющимся до сих пор. 

Нехватка китайской рабочей силы в связи с Актом об исключении китайцев повысила спрос на японских рабочих в Соединенных Штатах. По иронии судьбы, это вызвало антияпонские настроения на западе страны. Несмотря на желание японцев казаться более прозападными и их чувство превосходства над китайцами, американцы относились ко всем азиатам одинаково. Следовательно, японское правительство было вынуждено добровольно ограничить эмиграцию в США (посредством Джентльменского соглашения 1907 года). В конце концов, Закон США об иммиграции от 1924 года полностью запретил иммиграцию японцев на том основании, что они ”не имеют права на натурализацию”.

Подобному развитию способствовали СМИ, которые часто писали подстрекательские статьи, распространяя дезинформацию о японских мигрантах на западе США. Например, The San Francisco Bulletin предупреждал о большей опасности со стороны именно японских, а не китайских рабочих 14–15 мая 1895 года: ”Законы о трудовом договоре Соединенных Штатов нарушаются японцами  каждые две или три недели. Страна наводнена дешевой японской силой, маленькие коричневые люди осаждают нас сильнее, чем китайцы до принятия Конгрессом Акта об ограничении, а штату Калифорния грозит эпидемия дешевого труда и непростые времена в фермерских и коммерческих кругах”. 

Когда японские товары начали поступать на рынок США, страх перед ”ориенталами” распространился и на торговлю, и отношение к Японии как к стране-производителю определялось отношением к японским рабочим. Американские торговые протекционисты утверждали, что дешевый японский импорт, производимый низкооплачиваемой рабочей силой, наносит ущерб промышленности, а японцы, согласные на низкую зарплату и скромные условия, повлияли на жизнь американских рабочих. Средства массовой информации увековечили эти настроения фразами, описывающими японских мигрантов как «проникших в каждую сельскохозяйственную отрасль, чтобы создать образ нежелательных существ, массово переезжающих в белую Америку».

История японской миграции в Соединенные Штаты демонстрирует сложность этого процесса. Зачастую корень проблемы кроется в мировом рынке труда, геополитических сложностях и торговле, даже если непосредственное воздействие может ощущаться на местном рынке труда. В этом случае ужесточение границ не обеспечит фундаментального и долгосрочного решения. Иммиграционная политика США, часто формируемая без понимания более широких и фундаментальных глобальных проблем и без желания и терпения для их решения, становится источником нестабильности и недопонимания, не приводя к желаемому результату создания рабочих мест для ”вытесненных” американских работников.

14840 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября