Вестник Кавказа

Последняя оставшаяся в живых советская летчица

"Старз энд страйпс"
Последняя оставшаяся в живых советская летчица

В ходе Великой Отечественной войны Куйбышев (до 1935-го и после 1991-го Самара) стал второй столицей СССР. В городе размещалось правительство и иностранные посольства. Особенное политическое и стратегическое значение город приобрел в 1941 году, когда в 20-х числах октября, накануне исторической битвы за Москву, постановлением Государственного комитета обороны в Куйбышев были эвакуированы правительственные органы во главе с Калининым, часть военных управлений. Многие фабрики и предприятия также было эвакуированы в Куйбышев. За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, поскольку была создана угроза бакинским месторождениям, на город легла еще и забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Для Сталина там была построена специальная резиденция под землей, рассказывает информационный портал "Сама Самара".

В День Победы ежедневная газета министерства обороны США "Старз энд страйпс" в статье This woman flew Soviet combat missions in WWII; she is the last one left рассказала о судьбе советской летчицы Галины Брок-Бельцовой, которая 16-летней девочкой была эвакуирована в Куйбышев. Когда Галя оказалась в городе на Волге, первой неожиданностью для нее стала грязная конюшня, где пришлось жить. Внутри этой постройки была огромная куча замерзшего конского навоза. На двери не было замка, только изогнутый ржавый гвоздь. Галина Брок-Бельцова разыскала лопаты и ломы и вместе с другими убрала весь навоз за несколько часов, за что получила похвалу начальства.

Сейчас, в свои 95 лет, она последняя из оставшихся в живых представительница одного из трех знаменитых женских авиаполков и одна из немногих оставшихся в живых ветеранов Второй мировой войны. У нее пышная прическа из седых волос, золотое ожерелье с кулоном в форме советского самолета Пe-2, на которых летали ее однополчане, шарф с малиновыми узорами, ухоженные руки, а сама она благоухает цветочными духами. Ее дом в Мытищах заполнены старыми фотографиями. А на почетном месте стоит белый медвежонок из талькохлорита – символ ее любви.

Ключевую роль в ее судьбе сыграла Марина Раскова, штурман и пилот, которая убедила Сталина создать три полка из женщин-авиаторов в 1941 году. Раскова погибла в авиакатастрофе два года спустя. После нацистского вторжения в 1941 году улицы Москвы были обклеены патриотическими плакатами, призывающими в ряды армии. Тем судьбоносным летом 16-летняя девушка выходила из кинотеатра со своими подругами в центре Москвы, когда внезапно прозвучала воздушная тревога. Полицейский подгонял их к недостроенной станции метро, где прятались полные ужаса женщины, дети и пожилые люди. Но вместо этого девушки отправились в ближайший военкомат и записались на службу. ”Мы были спортивного телосложения, сильные и очень смелые. Возможно, в каком-то смысле, мы красовались”, - рассказывает Галина.

У нее была короткая стрижка под мальчика. Ей выдали мужские военные ботинки на четыре размера больше, и огромную форменную куртку с карманами, расположенными настолько низко, что до них было невозможно достать. Но в конце концов для нее нашли короткую куртку и маленькие ботинки. В 1943 году, когда первые женские команды были сбиты, девятерых женщин-стажеров призвали добровольно начать подготовку в качестве штурманов для боя. Галину как добровольца отправили учиться на штурмана на ”Пешках”, двухмоторных пикирующих бомбардировщиках ”Пе-2”, гордости советских ВВС.

Когда она стояла в строю с другими добровольцами, командир Георгий Бельцов не мог не заметить ее крошечные ботинки и короткую куртку. Другие женщины восхищались Бельцовым, но если Галине он и понравился, то она никак не выдавала своих чувств. Когда командир подошел к девушке на одном из танцевальных вечеров, она посоветовала ему найти кого-то еще и ушла.

Когда Галину впервые отправили на боевое задание, Бельцов пошел провожать ее. ”Я не хотела на него смотреть, - сказала Брок-Бельцова.  - Я была сосредоточена на задании. Потом он писал мне по три письма в день”. Затем он сфотографировал маленького белого медведя из талькохлорита и отправил ей с запиской: ”Это наш талисман. Пожалуйста, всегда бери с собой эту фотографию, когда находишься в самолете. Она сбережет тебя”.

Когда ее 587-й авиационный полк летел на задание, все сбивало девушку с толку: дороги, деревни и леса, отмеченные на карте, были уничтожены войной, а такие ориентиры как реки, например, было трудно разобрать. ”Перед нами стояла задача. Мы стреляли и сбрасывали бомбы, но мы не могли понять, где находимся”, - сказала она.

В 1945 году она приняла участие в битве за Кенигсберг. После воздушных и наземных атак город был разрушен. Они атаковали охраняемый близлежащий порт Пиллау (ныне Балтийск), за что получили личные благодарственные письма от Сталина.

587-й полк совершил более 1100 вылетов. После окончания войны Бельцов, к тому времени генерал, приехал в литовский Паневежис, где находилась Галина, привез ей белого медвежонка и предложить выйти за него замуж. Он. Но она отказалась, планируя поступить в университет.

”Он сказал: ”Я ждал тебя всю войну. Ты, в своих военных ботинках, губишь душу человека, который тебе предан”, - рассказывает Брок-Бельцова. - Его губы дрожали, он был готов расплакаться”. ”Я была в шоке, - сказала Галина. - Его слова, словно холодный душ, отрезвили меня. И я передумала”. К свадьбе готовились недолго.

Брок-Бельцова поступила в университет и стала профессором истории. За 60 лет брака до смерти Бельцова в 2005 году пара ссорилась только один раз, когда она заявила, что он слишком много времени проводит на работе как руководитель главой авиационной школы. Сейчас Галина не чувствует своего возраста. Ее часто приглашают на военные мероприятия и лекции, где красивые молодые офицеры отдают дань ее мужеству. Для Брок-Бельцовой День Победы означает и славу, и триумф, и горе.  ”Я была молода. Мы оказались в армии, где похороны шли за похоронами.  Мы прыгали с самолетов, - сказала Брок-Бельцова.  - Мы горели. Женщины гибли”.

 Брок-Бельцова получила шесть государственных наград и 18 медалей.

14850 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ