После подписания при посредничестве России соглашения о перемирии между Азербайджаном и Арменией стало возможным развитие транспортных коридоров, проходящих через Южный Кавказ с востока на запад и с севера на юг. Эксперт по Южному Кавказу Пол Гобл в материале A ‘Railway War’ Is About to Break out in the South Caucasus для The Jamestown Foundation пишет, что новые транспортные коридоры способны не только увеличить число сторон, соревнующихся за их использование, но и увеличить количество возможных маршрутов в, из и через этот регион.
В частности, Азербайджан и Турция получат возможность наладить прямое железнодорожное сообщение благодаря обещанию Москвы гарантировать Баку возможность пользоваться коридором через армянский Зенгезур. В то же время Армения и Иран смогут построить железную дорогу через азербайджанский Нахчыван.
После объявления о прекращении огня с 10 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев сообщил, что уже дал предварительные инструкции по восстановлению железнодорожного сообщения между собственно Азербайджаном и Нахчываном, придав реальные очертания транзитному коридору, о котором говорится в документе, положившем конец второй карабахской войне. Поскольку ж/д линия обеспечит прямое железнодорожное сообщение через Нахчыван в Турцию, этот шаг будет иметь серьезные геополитические последствия. Министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилогл сообщил, что Турция намерена построить железную дорогу в направлении Нахчывана в рамках проекта стоимостью $5,7 млрд, включающего строительство новых железнодорожных линий и портов, объединяющих железные дороги Турции, Грузии и Азербайджана. В первую очередь будет увеличена пропускная способность железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, а затем построена дорога до Нахчывана.
В заявлении от 9 ноября не упоминаются надежды Еревана на разблокирование транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией. Однако из переговоров премьер-министра Армении Никол Пашиняна и министра иностранных дел России Сергей Лавров вытекает, что Ереван ожидает возобновления сообщения между Арменией и Ираном через азербайджанский Нахчыван, косвенно предполагая, что в итоге будет открыта железная дорога.
По словам премьер-министра Армении, "открытие коммуникаций будет иметь существенное значение для экономики Армении". Лавров с ним согласился, отметив, что "Армения больше других пострадала из-за прекращения торговых и транспортных связей ... Сейчас в соответствии с договоренностью [...] все эти связи восстанавливаются".
Но ни Пашинян, ни Лавров не упомянули об одном аспекте: согласно совместному заявлению о прекращении огня, российские миротворцы играют важную роль в эксплуатации маршрутов между Азербайджаном и Нахчываном; но при этом в соглашении ничего не говорится о российских войсках, обеспечивающих безопасность движения через Нахчыван для Армении. Состояние железнодорожных линий на ранее оккупированных территориях Азербайджана, почти не функционировавших в течение нескольких десятков лет, требует огромных затрат на ремонт. Баку и Анкара располагают такими средствами, Ереван - нет. И здесь возникает вопрос, сможет ли Армения привлечь российские или западные инвестиции.
Журналист Алексей Чичкин отмечает, что еще до Первой мировой войны Россия рассматривала строительство железных дорог в этом регионе как проект "Транссиба Закавказья", что свидетельствует о том, какое значение этому придают в Москве. Российская Транскавказская железная дорога строилась поэтапно между 1865 и 1949 годами, при этом ответвление в Турцию было создано в 1899 году, а в Иран - в 1911 году. В 1930-х и 1940-х годах Москва строила параллельно иранской границе железнодорожную линию, соединяющую Баку и Нахчыван через Мегринский район Армении. Эта железнодорожная сеть способствовала развитию торговли, но также была особенно важна для поставок военной техники с Запада в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. По прогнозам экспертов, благодаря восстановлению транспортного сообщения объем торговли и пассажирский трафик вырастут на 20 и более процентов.
Соглашение от 9 ноября привлекает к развитию транспортной сети новых игроков и, вероятно, заставит российские власти пойти на компромиссы.